Ксения Кириллова

Но адренохром – это ни что иное, как психоделический (меняющий сознание) наркотик, как ЛСД, мескалин, ДОМ (СТП), псилоцибин и т.д. Поэтому не стоит удивляться, что люди на рок-концертах и дискотеках «пьянеют». Сам по себе адренохром более слабый наркотик, чем ЛСД, но опыт ощущения действия этого принадлежащего телу наркотика будит желание еще более интенсивного хмельного состояния.48

Немаловажную роль играет ритм. Если, например, ритм кратен полутора ударам в секунду и сопровождается мощным давлением сверхнизких частот (15-30 Гц), то способен вызвать у человека сильное возбуждение. При ритме, равном двум ударам в секунду и на тех же частотах, слушающий впадает в танцевальный «транс», который сродни наркотическому.49

А. Дворкин в этой связи также отмечает, что «Пасторы грамотно (при помощи музыки, света, особых телодвижений, пассов, многократных повторений ключевых слов, рассаженных в зале в ключевых местах клакеров, “спонтанно” задающих тон для поведения и для нужных реакций зала и т. п.) вводят зал в трансовое состояние, которое и объявляется знаком нисхождения Духа. Эти ощущения и переживания индуцированной эйфории быстро делаются для сектантов своеобразным наркотиком: в кровь выбрасываются большие дозы эндорфинов и адреналина, и вскоре у человека вырабатывается стойкая зависимость от них. Он больше не может жить без того “кайфа”, который он получает на собраниях, и даже в перерывах между “служениями” испытывает синдром абстиненции. И как наркоман отдает все, что имеет, в обмен на еще одну дозу дурмана, так и сектант тащит в секту последнее, чтобы вновь пережить экстаз, без которого его жизнь делается черной ямой, исполненной ужаса и отчаяния. Бывшие члены рассказывают о людях, которые, утратив эти ощущения, пропадали из дома, вешались, обливали себя бензином и поджигали и т. д. Рассказывают также об одном “служителе”, который после заключения некоего договора с “Духом” утратил полруки, положив ее под идущий поезд»50.

Многочасовая повторяемость в сочетании со все нарастающим нагнетанием возбуждения производит воздействие на психику человека в таком направлении, что рациональное начало в ней ослабевает и индивидуум переходит в состояние транса. Не случайно однообразный ритм – один из главных элементов культовых отправлений в религиях Востока. Нескончаемость повторений одного краткого ритмического мотива со все возрастающим чувством неконтролируемого эмоционального состояния постепенно оттесняет организованное сознание на второй план.51

При рассмотрении влияния ритмичной музыки на психику человека следует отметить следующее:

- под действием постоянных внешних раздражителей отключается левое полушарие головного мозга, снижается способность к самоконтролю;

- длительное пассивное прослушивание человеком однообразных ударных композиций приводит к состоянию физического гипноза;

- к массовому гипнозу приводит и сопутствующее экстатическое коллективное движение (например, размахивание руками из стороны в сторону в такт музыке).

«Новая жизнь» является идеальной иллюстрацией ко всем приведённым выше теоретическим положениям. Как пишет М.Ицкович, «Далее начинается ритмическое скандирование возгласов под музыку. Смысл скандирования состоит в фразе: "грехи оставлены, радуйтесь". Такое действие в групповых психотехниках служит разрядке у присутствующих накопленных стрессов. Ведущая выходит к хору в центр сцены и тем объединяет внимание присутствующих в одной точке. Темп задает четкую скорость протекания психических реакций, быстрые ритмические движения хора и ведущей помогают "зажечься" аудитории. Это так называемая фаза "раскрутки" где аудитория отсоединяется от событий дня, эмоциональных привязанностей к внешнему миру и концентрируется на происходящем»

По прошествии семи лет в секте в этом смысле ничего не изменилось Для стороннего наблюдателя современное прославление в секте выглядит так. На протяжении минут пяти-десяти звучит медленная песня, и все собравшиеся мерно раскачиваются в такт музыке, подняв руки вверх и исправно поют. Затем начинается ритмичная музыка, и адепты начинают пританцовывать, размахивать руками, подпрыгивать, трястись. Громкость музыки резко возрастает, а исполнители переходят на гораздо более высокие ноты. Такое движение музыки «по нарастающей» продолжается до тех пор, пока она не доходит до неимоверного грохота, сравнимого разве что с салютом на площади, когда обезумевшая толпа под звуки залпов иступлено кричит «Уррра!!!». Толпа в этот момент производит впечатление абсолютно неуправляемой стихийной силы. На сцене к этому времени происходит примерно то же самое. Песня превращается в истошные крики, адресованные залу, вроде упоминавшихся уже: «Воздадим хвалу Богу!!!», «Спасибо тебе, Иисус», «Мой Бог», «Аллилуйя». Эти фразы сопровождаются типично молодёжными дискотечными дополнениями вроде «Е!» или «Да, да!» и повторяются на разные лады до тех пор, пока зал не дойдёт до исступления. В среднем призывы-приказы вроде «А теперь все воздадим хвалу Господу и скажем аллилуйя» повторяются не менее десяти раз за одну песню. Иногда зал «разогревается» словами: «На небесах будет шумно, поэтому лучше подготовиться сейчас». Словом, проповедники действуют, как заправские шоумены и не успокаиваются, пока весь зал не превращается в неуправляемую беснующуюся толпу. После минут двадцати такого эмоционального накала начинаются медленные песни, служащие средством физического отдыха и разрядки, а после них вновь идут быстрые мелодии. Психолог Езерский в своём заключении так описывает происходящее на собраниях секты: «Присутствующие в зале вошли в состояние кульминации экстатического накала в виде массового реактивного психоза, сопровождающееся исступлёнными выкриками о прощении, об исцелении, заламыванием рук, подёргиваниями рук и судорожными конвульсиями тела. Нечленораздельные выкрики (глоссолалии) усилились. У многих переходили в исступлённые вопли. В состоянии кульминации катарсиса высокая степень опасности нервных и психических срывов, патологий в виде невротических, психотических реактивных состояний. Наконец, отмечается третья фаза, выразившаяся в усталости, эмоциональной разрядке и успокоении. Музыканты, следуя сценарию, стали исполнять тихую, медленную музыку, располагающую к медитации. Присутствующие с блаженными улыбками явно болезненного характера, подняв руки вверх, стали медленно покачиваться, входя в состояние медитации»

Как отмечает психолог, «в этом состоянии исчезает способность к критическому анализу, теряется самотождественность личности, во много раз усиливается внушаемость и программируемость личности, что ведёт к опасности психотического осложнения. Могут возникнуть реактивные психозы, неадекватное поведение, расторможенность низменных влечений, бредовых состояний»52.

Справедливости ради стоит сказать, что в сравнении с тем, что происходило в харизматических собраниях в начале 90-х годов, обстановка на них стала более спокойной, однако выражается это только в том, что люди больше не трясутся в неуправляемых конвульсиях, не катаются по полу, одержимые приступами «святого смеха», не бьются головой о стулья и не пускают пену, как это неоднократно было в эпоху распространения неопятидесятнических сект в России. Затем, после многократных прокурорских проверок и экспертных заключений, подобные практики пришлось прекратить. Однако, как уже упоминалось, состояние истерики и транса, применение техник гипноза, сопровождаемое глоссолалией, является неизменным атрибутом всех «служений» подобных сект. Более того, В. Судаков в проповеди от 30.10.05 г. рассказывал о своей поездке в Южную Корею, после чего с тоской вспоминал о «былых временах». Вначале собранию был показан видеоролик, отснятый во время поездки и сопровождавшийся комментариями Судакова, в частности, когда на экране возникло собрание в корейской секте, во время которого сектанты раскачивались в такт музыке подпевая и хлопая в ладоши, Судаков пояснил: «Когда корейцы хлопают, они хлопают всем телом». Затем на экране появились пять мужчин в костюмах, выкрикивающие песни и прыгающие при этом по сцене, неистово хлопая в ладоши. Пастор прокомментировал этот сюжет так: «Они могут так танцевать пять часов подряд, и танцевали таким образом два часа в автобусе». Затем, после показа ролика Судаков начал приводить увиденное в пример, говоря: «Корейцы всего себя отдают молитве и молятся настолько ревностно и неистово!» Дальше следовал любопытный монолог, в достаточной степени раскрывающий намерения лидера секты: «Если бы люди, которые сегодня пытаются враждовать с протестантскими, евангельскими, харизматическими церквями, увидели такие молитвы, какой бы у них был большой материал! Если бы мы так стали молиться, это был бы праздник для тех, кто пытается под нас подкопать. А Василий мне сказал: «Виктор, зато когда мы так молились в начале 90-х, у нас было настоящее пробуждение». И я подумал: не слишком ли мы порой хотим быть какими-то дипломатичными и пытаться показать, что мы не сектанты, мы людей не гипнотизируем… Может быть, во многом нужно вернуться на путь древний, вернуться к ревности, к огню, молиться, проповедовать Евангелие?»53

Таким образом, понимая, что использование таких практик является противозаконным и сразу вскрывает истинную сектантскую суть «церкви» Судакова, он тем не менее очень жалеет о прошлом. К утешению пастора можно отметить, что нынешние собрания совсем недалеко ушли от того, что было ранее.

При характеристике неопятидесятнических собраний отдельно следует остановиться на таком феномене, как психология толпы.