Ксения Кириллова

Данный вывод подтверждается и экспертами. В частности, в конце своего исследования М.Ицкович указывает, что «Оценивая же продуцируемые в ходе проведения собрания директивы, можно сказать, что они направлены на инфлятивное, сверхобъемное расширение эго-сознания за счет дискредитации социальных ценностей и оправдывания своих поступков неоправданной санкцией на высший авторитет». Езерский также приходит к выводу, что «…в этом состоянии исчезает способность к критическому анализу, теряется самотождественность личности, во много раз усиливается внушаемость и программируемость личности, что ведёт к опасности психотического осложнения. Могут возникнуть реактивные психозы, неадекватное поведение, расторможенность низменных влечений, бредовых состояний».

Ещё одно заключение на видеозапись службы секты «Новая жизнь» было подготовлено в видеолаборатории факультета психологии Санкт-Петербургского государственного Университета 25 сентября 1996 года кандидатом психологических наук, доцентом Ю. Т. Ковалевым, научным сотрудником, зав. лабораторией В. А. Милушкиным, психологом Э. В. Патраковым. Эксперты отмечают, что «по динамике развития сюжета можно выделить фазы подготовки аудитории и психологического "разогрева" с помощью песнопений, дидактическую фазу, в которой определяется некий образ божества, готового к производству чуда, и фазу собственно "чудесного" действия проповедника - введение группы слушателей в гипнотическое состояние», и приходят к выводу, что «представленная на видеокассете служба способна оказать неблагоприятное воздействие на неустойчивых психически людей и вызвать тяжелые психиатрические последствия для участников службы».

Подобные методы, как уже отмечалось, имеют место практически во всех харизматических сектах. В частности, в экспертно-аналитическом заключении по деятельности организации Христианский центр “Новое поколение христианской молодежи” группы по разработке материалов о негативных медико-социальных последствиях деятельности в России организаций, имеющих характер деструктивных, тоталитарных сект №01-24/79 от 7 февраля 1997 г. указывается, что «на просмотренной видеокассете с записью культового ритуала Христианского центра “Новое поколение христианской молодежи” отчетливо видно целенаправленное доведение присутствующей публики до экстаза и применение к ней методики гипнотического воздействия с целью погружения в состояние глубоко измененного сознания. В классическом “Курсе психиатрии” С.С. Корсакова специально указывается: “Принадлежность к некоторым сектам, особенно проникнутым нетерпимостью, изуверством и фанатизмом, а также к таким, в которых религиозный культ соединяется с сильным душевным возбуждением, доходящим до экстаза, способствует развитию душевных заболеваний”. Также эксперты отмечают, что «применение практики массового гипноза содержит в себе риск провоцирования психических расстройств вплоть до возникновения острых психотических состояний среди лиц, участвующих в таком ритуале и имеющих предрасположенность к их развитию»

В Экспертизе комиссии Ярославской областной психиатрической больницы по деятельности Христианского Центра “Новое поколение” №01-38/574 от 9 апреля 1996 г. для прокуратуры Ярославской области отмечается, что «в деятельности Христианского Центра “Новое поколение” присутствуют виды воздействий, сопровождающихся нанесением ущерба психическому здоровью людей. Под видом религиозных проповедей, обрядов, ритуалов проводится активное прямое и косвенное внушение в индивидуальной и массовой формах. При этом у испытуемых формируется особое состояние сознания с утратой критического отношения к происходящему, слепым повиновением руководителю… Также используются методы погружения людей в гипнотические состояния разной глубины, при которых нарушается способность адекватно оценивать поступки, максимально подавляется критика и значительно возрастает разрешающая способность внушений. Многократное, массовое введение людей в гипнотическое состояние способствует патологическому повышению внушаемости, взаимной индукции - “психическому заражению” окружающих псевдорелигиозными идеями. По данным Полищука Ю.И. (1995 г.), нередко при этом возможны индуцированные психозы с параноидальным либо сверхценным бредом псевдорелигиозного содержания, манифестация или обострения шизофренических психозов».

В решении Кузнецкого районного суда города Новокузнецка Кемеровской области от 6 июня 2001 года (далее – Кузнецкое решение) свидетель Кубасов В. А. - зав. кафедрой психотерапии и медицинской психологии ГИДУВа, кандидат медицинских наук показал, что в 1994 году проводил психотерапевтическое консультирование процесса богослужения церкви "Живая вода", лично присутствовал на богослужении и отмечает, что лица, проводившие богослужение, квалифицированно владеют техникой введения людей в состояние транса, экспресс-гипнозом, имеется возможность внедрения любых суггестивных программ в подсознание людей, находящихся в таком состоянии.

Если обратиться к действующему законодательству, то, как следует из сохранившей свое действие Инструкции Наркомздрава и Наркомюста РСФСР от 1926 года и Приказа Министра здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 13.06.96 г. №245, «Применение разрешенных Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации методов и методик психологического и психотерапевтического воздействия допускается только при наличии лицензии на данный вид деятельности в учреждениях здравоохранения при условии тщательного отбора пациентов на индивидуальном приеме.

К работе по указанным методам и методикам допускаются специалисты, имеющие соответствующую подготовку по психиатрии, наркологии, психотерапии, медицинской психологии и получившие в установленном порядке сертификат специалиста по указанным специальностям».

Тот факт, что применение эриксоновского гипноза и техник НЛП относится к методикам психологического и психотерапевтического воздействия, вытекает из Приказа Министерства здравоохранения РФ № 373 «О подготовке врачей…», в котором в учебную программу включены: эриксонианский гипноз, нейро-лингвистическое программирование, психическая саморегуляция и самовнушение. Таким образом очевидно, что данные виды гипноза относятся к специальным знаниям.

Согласно п.2 ст.14 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях": «Основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются… нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий».

Что касается упомянутого в статье закона ущерба здоровью граждан, разумеется, что использование описанных выше техник не может не оказывать отрицательного воздействия на психику адептов, и тому есть масса примеров. В частности, по данным, опубликованным в шведской газете Sonderdruck aus der Arztezeitung: Band 88- Nr. 24 - 1991: (Медицинская газета), бывшие члены "Слова Жизни" часто имеют психические нарушения. В частности,   85% из 43 опрошенных учеников "Школы Библии" признали, что после вступления в движение они намного меньше контактировали с своими семьями и со старыми друзьями, многие прекратили слушать радио, смотреть телевизор, читать газеты и потеряли прежние интересы.

    Их экономическая ситуация часто менялась, иногда очень ощутимо. Причиной этого являлись значительные добровольные пожертвования, которые от них надеялись получать дополнительно к десятой части дохода.

У 60 % окружающие, например, родители, после вступления в движение заметили изменения во внешнем облике, в частности, напряженную осанку, застывшее выражение лица. Взгляд мог становится застывшим, отсутствующим или ускользающим, и у части (35%) была установлена регрессия.

    Симптомы, иногда шизофренической природы, наблюдались у 47%. К этим симптомам добавляются отсутствие осознания действительности, чувство вины (вплоть до почти обязательного чувства вины в собственной несостоятельности) вместе со слуховыми и зрительными галлюцинациями.

Психосоматические нарушения были частыми во время обучения в "Школе Библии" и в последующее время. Из опрошенных 63 процента признали, что у них наблюдались боли в желудке, сердцебиение, головные боли и головокружение, которых у них раньше не было. Некоторые намеревались обратиться из-за этих нарушений к врачу.