Ксения Кириллова

Также известно о 16 случаях самоубийства в Швеции при которых близкие друзья считают, что контакт пострадавшего с "Движением Веры" явился решающим. Это заключение основано на разговорах, бывших до самоубийства или оставленных письмах. На приведённые выше данные ссылается также А.Дворкин59.

В России рассвет неопятидесятнического движения ознаменовался не только волной убийств и захватов зданий, но и самоубийств. В частности, покончили с собой члены Ярославской секты "Новое поколение": сотрудница библиотеки Елизавета Сергеевна, пенсионерка Эльвира Ивановна, 48-летняя Валентина Васильевна, врач-педиатр.

Таким образом, можно прийти к выводу, что применяемые в харизматических сектах практики не только незаконны, но и чрезвычайно опасны для здоровья граждан.

2. Контроль поведения

Данный вид контроля представляет собой неотъемлемый элемент контроля сознания и представляет собой, как правило, перечень разнообразных обязанностей в сочетании с системой строгих запретов. Применительно к неопятидесятническим сектам стоит оговориться, что запретов в них не так уж много, что вполне логично выводится из общей концепции вседозволенности адептов. У харизматов присутствует формальный запрет на грех, который неэффективен в силу уверенности членов подобных организаций в собственном спасении. Отличительной чертой харизматических сект является также полный запрет на употребление спиртного. Разумеется, как и в любой тоталитарной секте, у неопятидесятников присутствуют запреты, посягающие на субъективные права личности, в частности, запрет на какую-либо критику в адрес пастора или его проповедей, на серьёзные отношения с лицами, не являющимися членами секты и т.д. Эти запреты, в отличие от моральных норм, исполняются гораздо эффективнее, и контроль за их исполнением обеспечивается отлаженной системой всеобщего доносительства. Однако в основе контроля поведения адептов сект, входящих в «Движение веры», всё же лежит наличие широкого перечня обязанностей, исполнение которых приводит к полной загруженности адепта и максимальным его вовлечением во внутрисектантскую жизнь. Необходимо помнить, что в тоталитарной секте первоначально создаётся впечатление, что эти обязанности адепт выполняет добровольно. В самом деле, никакого физического насилия к нему не применяется, но зато существует масса психологических приёмов, в результате которых человек приходит к мысли о том, что исполнение возлагаемых организацией обязанностей – единственно возможный стиль его поведения, смысл и цель его существования, а их неисполнение ведёт к суровому и страшному наказанию. Проще говоря, здесь имеет место полная эксплуатация человека сектой. Данную эксплуатацию можно разделит на следующие виды:

1. Материальная. Она сводится к обязательной уплате десятины, а также систематическим призывам к внесению превышающих десятину пожертвований. По сути, большая часть проповедей пастора «Новой жизни», как и лидеров подобных ей сект, посвящена исключительно обоснованию необходимости уплаты пожертвований, и в каждой без исключения проповеди, чему бы она ни посвящалась, пастор виртуозно привязывает основную мысль своей речи к призывам отдавать огромное количество денег. Здесь стоит остановиться на нескольких моментах:

1. Во-первых, у сбора пожертвований в обязательном порядке присутствует идеологическое обоснование. Вспомним, что, согласно учению «Движения веры», одним из «духовных даров» христианина является возможность управлять законами духовного мира. Законы в области финансов сформулированы таким образом, что Бог предстаёт как финансовое хранилище – банк и сберегательная касса, используемая сектантами для получения денег, на которые, согласно «теологии процветания», они имеют священное право. Пожертвования же, в соответствии с данной концепцией, становятся способом проведения этого закона в жизнь. Сектанты утверждают, что «Божья система финансирования» заключается в стократном возврате всех пожертвованных секте денег, а потому даяние является обязательным методом, с помощью которого можно добиться процветания. А.Л.Дворкин в этой связи отмечает: «Учению о пожертвованиях (официально говорится о десятине, но на самом деле часто сектантов принуждают отдавать гораздо больше) отводится очень важная роль. Нужно скапливать духовный капитал, нужно вкладывать в духовный банк — и тогда у вас будут накапливаться проценты и в физическом, земном банке. Чем больше вы вложите в секту, тем больше вам вернется от Бога. Получается вполне четко вычерченный принцип пирамиды»60.

Любопытно, что давать нужно именно пастору, в конце каждой проповеди заботливо приготовившему вёдра для сбора пожертвований, а ждать возврата от Бога или других людей, которых сектанты объявляют орудием в руках Бога. Однако, зная искусную подмену понятий «Бог» и «церковь», становится ясным, что сектанты не видят разницы в том, кому они жертвуют деньги. «Духовный закон», подготавливающий почву для прямых требований денег, описан практически во всех книгах западных проповедников:

К. Коупленд, «Законы преуспевания», с.24: «Вы делаете своё дело, а Бог сделает Своё, и тогда вы будете постоянно получать. Чем больше вы будете давать, тем больше будете получать, чем больше вы будете получать, тем больше сможете давать. Бог так предусмотрел. Когда у вас будет такое состояние, вы будете получать больше, чем сможете отдать!.. Когда вы видите нечестивого человека с большими богатствами, вы видите финансовый резервуар, созданный сатаной, чтобы перекрыть поток… Если у вас точно такой же страх по поводу того небольшого количества денег, которыми вы владеете, то вы тоже виноваты в том, что стали резервуаром, тупиком, сатанинской пробкой – как человек с миллионом долларов… Поэтому не бойтесь давать добровольно и от всёго сердца».

К. Коупленд, «Законы преуспевания», с.38: «Когда вы начинаете понимать всё это, вы не будете боятся давать. Вы не будете бояться расставаться с тем, что у вас есть»

К. Коупленд, «Законы преуспевания», с.44: «Однажды я несколько часов молился в Духе на языках, готовясь к служению, и Господь заговорил с моим сердцем. Он сказал: «Я хочу, чтобы ты научил этих людей давать десятину»… я продолжал молиться, и Господь постоянно возвращался к десятине»

К. Коупленд, «Законы преуспевания», с. 50: «Хотите получить стократный возврат своих денег? Поверьте, отдайте и позвольте Богу вернуть их вам, многократно умножив. Ни один банк в мире не гарантирует такого возврата! Слава Господу!»

К. Коупленд, «Законы преуспевания», с.56-57: «Вот что вы должны понять, когда Бог сказал мне отдать самолёт, я не колебался ни минуты… Бог сказал: «Когда ты отдаёшь самолёт, то этот взнос позволяет тебе востребовать то, что тебе нужно для твоего теле служения»… Нам нужно научиться делать правильные вклады в наш, небесный банк, чтобы мы могли брать оттуда, когда нам понадобится…В моем случае всё произошло так быстро, потому что вклад уже был сделан. Он был на небе, нужно было только востребовать»