Как возник наш мир (У. Дж. Гладсхауэр)

Христос ссылался на Ноя как на историческую личность и говорил о потопе как об историческом событии (Лук. 17,26; Матф. 24,37-39; ср. Быт. 6-7 главы). Величайшим проповедником смерти и воскресения Христа среди народов был Павел, и он также нимало не сомневался в подлинности событий и личностей, называемых в книге Бытия. Павел пишет о сотворении Адама и его жизни, об историческом факте грехопадения (Рим. 5,12-19; 1 Тим. 2,13; ср. Быт. 2,22-24 и 3,6)

, о том, каким образом Бог сотворил первых людей (1 Кор. 11,8; 15,45-47; ср. Быт. 2,7+22), о происхождении Евы и ее сочетании с Адамом (Еф. 5,28-31; ср. Быт. 2,22-24) и о совращении Евы змеем (2 Кор. 11,3; ср. Быт. 3,4). И наконец, Послание к Евреям говорит об этом такими словами: "Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое" (Евр. 1,13).

Есть еще одна причина, по которой Библия сама призывает нас считать события из Быт. 1-11 исторически верными. Если не было исторического Адама, то не было и исторического факта грехопадения. Если это так, то все, что мы сегодня называем греховностью человеческой природы, что свойственно человеку чуть ли не с начала его существования – не что иное, как остаток животных инстинктов, унаследованных человеком от своих животных предков.

Если это так, то Бог, позволивший человеку произойти от животного, ответственен и за его греховность и за все последствия греха в истории человечества. Если это так, то действительное искупление человечества невозможно, потому что если грех является неотъемлемой частью человека, то он не несет моральной ответственности за свои поступки и не может быть освобожден от греха.

Тогда не может быть заместительной жертвы, тогда Христос напрасно умер, тогда нет и евангелия – вести об искуплении. Но тот, кто всерьез принимает евангелие, будет верить и повествованию о грехопадении Адама и Евы, потому что это событие -добровольный выбор человеком зла и отвержение Бога, произошедшее в начале нашей истории, – доказывает необходимость нашего искупления.

Что такое наука, основывающаяся на Библии? Является ли занятие наукой само по себе чем-то ложным? Нет, напротив, именно под влиянием Реформации наука сделала гигантские шаги вперед. Но Ньютон и другие естествоиспытатели прошлых столетий, такие, как Паскаль, Фрэнсис Бэкон и Фарадей, были глубоко убеждены в истинности Библии. На этом они основывались, занимаясь наукой: они имели дело с Творцом и Его творением.

Они пытались следовать своими мыслями за мыслями Бога. Современные ученые тоже знают об этом. В 1962 году Роберт Оппенгеймер, знаменитый ученый в области ядерной физики, признал, что современная наука обязана своим происхождением христианской вере. И философ Альфред Уайтхед как-то сказал, что христианская вера является стержнем науки. Фрэнсис Шеффер пишет: "Конечно, не все ученые были христианами.

Но они жили в христианском мире, испытывали на себе его воздействие. Поэтому их работа имела под собой почву, на которой она могла расти и развиваться. Убеждение, что Вселенная сотворена Богом, вдохновило ученых на ее исследование. Без этих предпосылок наука никогда бы не возникла. Именно из-за отсутствия этой основы китайская наука так и не смогла расцвести в полную силу. То же самое можно сказать об арабах.

Не имея христианской основы, они теряли интерес к науке". Истинная (т.е. христианская) наука ищет свое начало и смысл не в рационализме, эмпиризме, идеализме, эволюционизме, экзистенциализме, марксизме, (нео)позитивизме или еще каком-нибудь "изме", а в Библии, и поэтому отличается двумя характерными чертами: а) Она учитывает библейские факты. При этом мы, занимаясь сейчас вопросом возникновения мира, думаем прежде всего о библейском описании сотворения мира, о грехопадении и всемирном потопе.

Тот, кто игнорирует эти библейские факты, отказывается от информации, имеющей основополагающее значение для науки. б) Она руководствуется библейскими нормами. Библия – не только сокровищница преднаучной информации о природе и истории, которую нам необходимо учитывать, она содержит также нормы и масштабы для науки. Библия имеет божественный авторитет в жизни людей, а следовательно, и в научной работе.

Поэтому наука должна проверять свои предпосылки, предположения и методы по Библии, а если это возможно, даже заимствовать их из Библии. Например, наука изучает законы природы, но не может возвести их в ранг абсолютного закона, потому что это означало бы невозможность сверхъестественных явлений. Картина мира авторов Библии Даже если мы имеем в Библии лишь созерцательную и смысловую картины мира, мы все равно замечаем, что авторы Библии должны были иметь свое представление о мире – конечно же, устаревшее, примитивное представление, не идущее ни в какое сравнение с естественнонаучной формальной картиной мира двадцатого века.

Напрашивается вопрос: разве мы не встречаем в Библии элементы устаревшей и совершенно неверной картины мира? Представлений о Земле как о плоской поверхности, окруженной морем и накрытой сверху небесным куполом, под которым находится подземный мир ("трехэтажный мир")? Этими вопросами мы должны заняться всерьез. Однако, мы не можем утверждать, что Моисей, Давид и Даниил действительно считали, что наш мир состоит из трех компонент, расположенных один над другим ("трехэтажный мир").

Уже во времена античности грек Аристарх Самосский предполагал, что Земля вертится вокруг Солнца, а не наоборот. Почему столь мудрый человек, как Соломон, не мог располагать подобными знаниями? Но, если смотреть глубже, дело не в том, каким представляли себе мир люди того времени, а в том, допустил ли Бог, чтобы элементы этих устаревших представлений о мире попали в Библию.

Уже было время, когда люди верили, что обнаружили эти представления в Библии, например, в выражении "в воде ниже земли" (Исх. 20,4; Втор. 4,18), причем в этих подземных водах еще должны были обитать живые существа. Но неверно на основании этого утверждать, что Библия говорит о существовании подземных вместилищ вод, в которых к тому же плавают рыбы.