МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Но Береславский не ограничивается «обогащением сокровищницы православного богословия» посредством одних лишь заимствований, он и сам очень любит позаниматься словотворчеством, при этом простые слова усложняются за счет приставок и эпитетов. Так православной Литургии он противопоставляет «огненные паралитургии» и «Литургии Открытого Неба», молитвам – «сверхмолитвы».

Очень часто эксперименты с русским языком порождают на свет уродливые неологизмы: «Россия была надышана теплотой Моего благодатного Сердца», «мощевитые могилы старцев», «палаческий топор», «сироты зоопаркные» и т. п. То, что человек, претендующий на звание «знаменитого поэта» проявляет подобное бесчувствие к родной речи, свидетельствует лишь о его бездарности и желании самоутвердиться (если не через творческое отношение к слову, то хотя бы через коверкание слов).

Наконец, в наиболее грубой форме пренебрежение к русскому языку проявляется через использование лжепророком в устной проповеди и даже в книгах (особенно раннего периода, до 1993г.) ненормативной лексики! Это не мешает Береславскому осуждать «злоречие и сквернословие уст» (в частности «матерную ругань»). Но самое главное здесь не в том, что Береславский привносит в религиозные тексты «базарную брань» и не в том, что мат считается «бесовским» языком и тесно связан с магией и эротической культурой язычества, а в том, что на Руси (да и не только на Руси) «матерная брань» традиционно считалась оскорблением Божией Матери! И после этого Береславский лицемерно заявляет: «Боюсь оскорбить слух Пречистой»!

Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что Береславский создает собственный язык. «Вам предстоит освоить Мой Язык», – предупреждает он от имени богини. Приведем здесь выдержку из своего рода словаря «марианского» новояза: «Обогрев – окуривание невидимым кайфом из полового центра женщин. Подселенец – родовой упырь, инородное “тонкое тело”. Похотный жупел – черный шарик с экстрактом сатанинских дымов, вытесненный в область чресел в тонком теле. Пробитость – уязвимость для астральных ударов» и пр. А вот как эти неологизмы склеиваются в текст: «Нечестивая мать, не выпускающая сына из духовной утробы, родового гнезда, продолжает обогревать его и в 10 и в 20 и в 50 лет, из-за чего происходит варварское прободение тонкого тела и преселение жупела. Пробитый мужчина начинает греть, что для него неестественно. Девять десятых современных мужчин греют. Женоподобный греющий мужчина – человек с преселенцем, упырно одержимый».

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

ВЛИЯНИЕ ПРЕБЫВАНИЯ В БЦ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ПСИХИКУ

 

Мы неоднократно обращали внимание на то, что Береславский в своих «пророчествах» и провповедях постоянно сталкивает противоположные тезисы (призыв к суровой аскезе, с одной стороны, и осуждение подвижничества – с другой и т. п.), ввергая слушателей, то в состояние гнева, нервного возбуждения (это чувствуется даже при чтении «откровений»), то – пассивного недоумения. На первый взгляд может показаться, что «марианские» тексты написаны человеком непостоянным, мечущимся из одной крайности в другую. Порой кажется, что любой разумный человек, услышав такое количество взаимоисключающих утверждений, распознает подвох и уйдет из секты, но люди почему-то остаются. И на поверку оказывается, что это столкновение противоречивых высказываний является не признаком недомыслия, а тонко просчитанным психологическим ходом. Его цель – ослабление воли слушателей через вызывание у них истерической реакции. «Механизм возникновения истерик у людей, – это столкновение в сознании двух противоположных неоспоримых истин. Предположим у человека столкнулись в мозгу две невозможные относительно друг друга мысли, то есть в сознании возникло противоречие. В этом случае человек должен напрячь волю и логическим путем попытаться разрешить это противоречие, привести обе противоположные мысли к общему знаменателю. Но бывает, что когда описанное состояние возникает у человека, то его реакцией может являться, хотя и не всегда и не у всех, не напряжение сознания, а отключение своей собственной воли и замена ее чужеродной волей». Нейропсихологи Конвей и Зигельман считают, что «культовое обращение является результатом рассчитанного манипулирования информацией, ведущего к информационной перегрузке. Новички подвергаются постоянной бомбардировке радикальными идеями и верованиями. Им не дают времени на размышление или проверку этой информации в сравнении с реальностью. извлечь смысл из этого нового жизненного опыта и информации толкает новичка к кризису, который может быть разрешен только внезапным некритическим приятием новой системы верований». Процесс доведение адепта-новичка до состояния психологического кризиса ускоряется и за счет его физического и психического истощения из-за недоедания, недосыпания и прочих перегрузок. В результате происходит развитие т. н. «просоночных» состояний сознания с появлением гипноидных фаз в коре головного мозга, характерных для некоторых психических заболеваний, что в свою очередь заметно повышает внушаемость человека.

Таков первый этап вовлечения в секту. Далее происходит т. н. «удвоение личности». Суть этого явления сводится к следующему: когда человек попавший в секту сталкивается с жесткими нормами внутриобщинного поведения, абсолютно противоречащими нормам его «ветхого», досектантского «я», и, когда человеку уже не удается при помощи логики разрешить данное противоречие, его психика в целях самозащиты невольно запускает механизм удвоения. В результате чего все эмоции, мысли, поведенческие установки, связанные с пребыванием в секте, заметно упрощаются и организуются в независимую систему, т. н. частичное «я», которое полностью соответствует требованиям секты. При этом новое частичное «я» действует параллельно со старым как целостное «я», устраняя внутренние психологические конфликты.

Говоря о значении языка в сектантской субкультуре, необходимо упомянуть о часто применяемой в тоталитарных сектах практике вербального кодирования сознания. Во-первых, важную роль в трансформации сознания адептов сект играет уже упомянутое изменение активного словаря сектантов: конверсия общепринятых понятий, наполнение их новым смыслом, привнесение множества неологизмов. «Подобные изменения активного словаря вызывают изменение категориальных структур индивидуального сознания, которые не осознаются субъектом, и в свою очередь, приводят к формированию паралогического стиля мышления». Кроме того, в сектах активно применяется методика НЛП (нейролингвистического программирования), вставка зашифрованных вербальных команд усыпляющих бдительность в музыку, звучащую на «богослужении» и т. п. Для выявления подобных вставок в музыкальной продукции БЦ необходима специальная экспертиза (вполне вероятно, что их там вовсе нет). Но зато безо всякой экспертизы можно найти схожие по своей усыпляющей функции команды, адресованные подсознанию человека в текстах БЦ. «Тишина… Тишина блаженная, воздух неколеблемый и покой святых. Минул час обличения, – покой и радость в сердце»! «Мария… Упокоенная земля. Рождается Господь в безмолвных воздухах… Упокоенная земля… Упокоение… Господь в безмолвных воздухах…».

«Итогом личностных изменений является сочетание сверхценного отношения, психологической зависимости, некритичности, субъективно-комфортного состояния при объективно наблюдаемом личностном неблагополучии , нарушении социальной и психологической адаптации вне пределов религиозной корпорации». В качестве заключительного аккорда в процессе деградации личности может возникнуть такая ситуация, когда «человека можно подвести к почти бесконфликтному принятию идеи самоубийства»!