Димитрий Ростовский. Летопись, повествующая о деяниях от начала миробытия до Рождества Христова

Это сделано частью вместо оглавления сей книги, частью же для того, чтобы читателю было известно то несогласие в годах, какое существует при исчислении лет в Библиях и хронографах.   Хронология от начала миробытия и до Рождества Христова по славянским Библиям и по русским рукописным хронографам, а также греческим и римским, — в которой изъясняется несогласие летописцев и показывается, что нет совершенного известия о том, в который год было Рождество Христово   Думаю, что всякий, который внимательно рассмотрит сию Хронологию, удивится великому между Библиями и хронографами в летосчислении несогласию, которое (как есть основание полагать)

произошло благодаря погрешностям древнейших переводов Библий на различные языки и многих писателей рукописей, друг у друга переписывавших, когда еще не существовало типографского искусства. Да будет вспомянуто здесь изречение Господа нашего Иисуса Христа ко святым апостолам: "Несть ваше разумети времена и лета, яже положи Отец во Своей власти" (Деян. 1, 7).

Эти слова Господни да будут и нам увещанием, чтобы мы не любопытствовали в изыскании времен и в книгах искали более пользу, нежели числа летам. Ибо и о кончине мира хотящим узнать сказано от Господа: "О дни том и часе никтоже весть, ни ангели небеснии, токмо Отец Мой един" (Мф. 24, 36). Он как бы сказал следующее: всякий пусть боится Страшного Суда Божия, а в какое лето он будет, пусть не пытается узнать.

Подобное же можно сказать и относительно прежних времен: всякий пусть читает историю Божественную, написанную в Библиях, и богоугодному житию праведных мужей подражает, чтобы сподобиться их части, а за злыми не следует, чтобы избежать их погибели; что же касается лет, положенных Отцем Небесным в Своей власти, то особенно их не исследуй, чтобы не явиться скорее любопытцем, нежели чтецом книг.

Хорошо говорит Апостол: "О летех и временех, братие, не требе есть вам писати" (1Сол. 5,1). Адам, по изгнании из рая, родил Сифа (Быт.5,3) в год своей жизни: Библ.-130, Хрон.-230, Рим.-130. Сиф родил Еноса (Быт.5,6) в год своей жизни: Б.-205,Х.-205,Р.-105. Лета от миробытия: Б.- 335, Х.-435,Р.-235. Енос родил Каинана (Быт.5, 9) в год: Б.-190 (525), Х.-190 (625), Р.-90 (325) Каинан родил Малелеила (Быт.5, 12) в год: Б-170 (695), Х.-170 (795), Р.-70 (395). Малелеил родил Иареда (Быт.5,15) в год: Б.-165 (860), Х.-165 (960), Р.-65 (460). Иаред родил Еноха (Быт. 5, 18) в год: Б.-162 (1022), Х.-162 (1122), Р.- 162 (622). Енох родил Мафусала (Быт.5, 21) в год: Б.- 165 (1187), Х.-165 (1287), Р.- 65 (687). Мафусал родил Ламеха (Быт.5, 25) в год: Б.-187 (1374), Х.-167 (1454), Р. – 187 (874). Ламех родил Ноя (Быт. 5, 28-29) в год: Б. -188 (1562), Х.-188 (1642), Р.-182 (1056)

Ной родил трех сыновей: Сима, Хама и Ифета (Быт.5,32) по истечении лет жизни своей: Б.-500 (2062), Х.- 500 (2142), Р.-500 (1556). После рождения трех сыновей Ной прожил до потопа (Быт.7,6) лет: Б.-100, Х.-100, Р.-100. От первого года Адамова до потопа лет: Б.- 2162, Х.- 2242, Р.-1656.   Потоп был на 601 году жизни Ноя, а от начала миробытия наступил в 27 день апреля (Быт.7,11) в год: Б.-2163, Х.-2243, Р.-1657.

Ной пробыл в ковчеге целый год, с 27 апреля и до другого апреля месяца и 27 дня (Быт. 8, 4). От начала же миробытия, с марта месяца, он пробыл до года: Б.-2164, Х.-2244, Р.-1658. Вышел Ной из ковчега в апреле, 27 дня, в который год тому назад и вошел. Ной после потопа прожил 350 лет и умер. Всего прожил 950 лет (Быт.9, 28-29). Сим родил Арфаксада (Быт.11, 10) после потопа в год: Б.-2 (2165), Х.-2 (2245), Р.-2 (1659).

После сего он прожил в чадородии 335 лет (римляне пишут 500 лет) и умер. Есть слово "о дворе и о змии", приписываемое святому Златоусту и напечатанное в большом московском Соборнике («Златоструй»), в котором на 455-м листе на обороте пишется, что в те древние (патриархальные) времена никогда дети не умирали прежде отцов, но прежде умирали всегда отцы.

Рассмотревши же здесь по славянским Библиям лета жизни Ноя и Сима после потопа, находим, что не Ной прежде своего сына Сима умер, но Сим прежде отца своего Ноя скончался, ибо Ной жил после потопа 350 лет, а Сим, родив во второй год после потопа Арфаксада, прожил 335 лет. Наиболее вероятным в данном случае кажется летосчисление римских Библий, которые утверждают, что сын Ноя Сим жил после потопа 500 лет.

И Георгий Кедрин, цареградский греческий историограф, пишет, что Сим после смерти Ноя жил 150 лет. Арфаксад родил Каинана (Быт.11,12) в год своей жизни: Б.- 135 (2300), Х.- 135 (2380). В римских Библиях сего Каинана нет, а пишется так: Арфаксад родил Салу, пожив лет: Р.- 35. Каинан родил Салу (Быт. 11, 12) в год своей жизни: Б.-130 (2430), Х.-130 (2510). Сала родил Евера (Быт.11, 14) в год своей жизни: Б.-130, Х.-130 (2640), Р.-30. Евер родил Фалека (Быт.11,16) в год: Б.-134 (2694), Х.-134 (2774), Р.-34.

В это время произошло разделение языков. Фалек родил Рагава (Быт.11,18) в год: Б.-130 (2824), Х.-130 (2904), Р.-30. Рагав родил Серуха (Быт.11, 20) в год: Б.-132 (2956), Х.-132 (3036), Р.-32. Серух родил Нахора (Быт.11,22) в год: Б.-130 (3086), Х.-130 (3166), Р.-30. Нахор родил Фарру (Быт.11, 24) в год: Б.-79 (3165), Х.-79 (3245), Р.-29. Фарра родил Авраама (Быт.11, 26) в год: Б.-70 (3235), Х.-70 (3315), Р.-70.

        Георгий Кедрин, цареградский греческий историограф, пишет, что Авраам родился в лето от миробытия 3312. Русские же хронографы так: От Адама до Авраама лет 3324. Иные - 3322 Авраам получил от Бога обетование и вышел из дома отца своего, из земли Харранской в землю Ханаанскую (Быт.12,1-4), в год от своего рождения: Б.-75 (3310), Х.-75 (3390).

     Родил же Исаака (Быт.21, 5) в год своей жизни: Б.-100 (3335), Х.-100 (3415), Р.-100. Исаак родил Иакова (Быт. 25, 26) в год своей жизни: Б.-60 (3395), Х.-60 (3475), Р.-60. Иаков родил Левия (Быт.29, 34) в год своей жизни: Х.- 87 (3562). Вошел же он в Египет (Быт.47, 9), имея лет: Б.-130 (3525), Р.-130.

До сих пор года от начала миробытия по славянским Библиям ясны и известны. В дальнейшем же есть много сомнительного, ибо нет в этих Библиях точного известия о том, сколько лет израильтяне пробыли в Египте. В Деяниях Апостольских в 7-й главе пишется, что 400 лет (Деян. 7, 6); в послании к Галатам в 3-й главе — 430 лет (Гал. 3,17); те же 430 лет указаны и в Книге Исхода в 12-й главе (Исх. 12, 40).