Димитрий Ростовский. Летопись, повествующая о деяниях от начала миробытия до Рождества Христова

Мог ли этот жрец столько лет жить, когда даже все судьи израилевы скончались? Никоим образом. Это же изъясняется и у Георгия Кедрина, который говорит, что во дни Сампсона был избран начальником жрецов священник Илий, по счету седьмой архиерей от Аарона; после него был Самуил пророк. Очевидно, что эта история имела место не после Сампсона, а вскоре после смерти Иисуса Навина, во дни жреца Финееса, третьего архиерея от Аарона, внука Ааронова, а не во дни Илия, который был седьмым архиереем после Аарона.

Что же касается того, что история эта помещена в конце Книги Судей израилевых, то в сем нет ничего удивительного, ибо и в Данииловой книге, описывающей пространно долголетнее житие этого пророка, почти в конце помещена история о Сусанне, которая имела свое место во дни отрочества святого Даниила. После судей израилевых тотчас был правителем народа вместо судьи жрец Илий, седьмой (по свидетельству Кедрина)

архиерей после Аарона, возведенный в этот сан во дни Сампсона. Не оставались израильтяне после Сампсона 40 лет без судьи, но имели Емегара, которого грек Кедрин называет Саманом, а также имели и жреца Илия, который управлял ими. Если же в конце Книги Судей пишется, что не было "во дни тыя царя во Израили, и всяк муж, еже ему пред очима бе угодно, творяше" (Суд. 21, 24)

, то это более всего соответствует тем двум историям об идоле Миха и жене левитовой, которые, как мы ясно показали, имели место не после Сампсона, но после смерти Иисуса Навина, когда народом управляли старейшины и когда мало кто их слушал, но всякий жил по своей воле, и когда народ уклонился в развращение. Во дни Илия жреца родился и воспитался святой пророк Самуил. Илий управлял людьми (1Цар. 4, 18) лет: Б.- 40, Р.- 40.

Хронографы русские указывают, что он управлял народом лет: Х.- 20. После этого они вторично были порабощены филистимлянами (1Цар.7,2) лет: Б.,Х.,Р.- 20. Самуил пророк молитвами своими чудесно избавил людей израильских от рабства филистимлянам и стал жрецом и судьею народа. Сколько же лет он управлял народом, будучи судьею его, об этом не написано в Библиях, но говорится только то, что он до старости начальствовал, а когда состарился, тогда вместо себя поставил своих сыновей.

Потом народ просил царя, и он помазал им Саула. Русские хронографы указывают, что владение Самуилово продолжалось 30 лет, а Монемвасийский хронограф и Георгий Кедрин говорят — 35 дет. Кедрин располагает лета жизни Самуиловой следующим образом: во дни жреца Илия, в четвертый год его архиерейства и исполнения судейских обязанностей, родился пророк Самуил; на восьмом году своей жизни Самуил был отдан в храм Господень, на 38-м году сделался судьею народа; умер на семидесятом году своей жизни; священствовал 35 лет.

Однако думается, что жизнь Самуила была более 70 лет, ибо он и после поставления в цари Саула жил еще немалое время, что ясно видно из Библии, Первой книги Царств, в главе 25-й (1Цар.25,1). Есть на латинском языке хронограф, называющийся Алстедиус, который о святом Самуиле пишет, что он был судьею народа 30 лет сам один, а совместно с царем Саулом — 10 лет.

Иные начинают исчисление лет начальствования Саулова не с кончины жреца Илия, но с прекращения господства филистимлян, которым израильтяне покорялись 20 лет, и говорят, что если после кончины жреца Илия Самуил и был жрецом Господним, но он не был начальником народа, пока не прошли эти 20 лет рабства. Когда же народ освободился от рабства, тогда и стал Самуил их совершенным начальником и обладал ими 30 лет и даже более, пока не состарился.

Это ясно из слов блаженного Иеронима, который говорит следующее: "С того времени, когда было отвергнуто священство Илиино, и даже до владения Самуилова прошли двадцать лет бедствий и рабства". Обратим внимание на следующие его слова: "даже до владения Самуилова прошли двадцать лет"; очевидно, не с кончины жреца Илия, но с прекращения двадцатилетнего рабства начинается Самуилово управление, и жизнь последнего достигла более глубокой старости, чем семидесятилетний возраст, так как он и после поставления на царство Саула жил долгое время.

В деяниях апостольских в 13-й главе пишется, что после исхода из Египта и вшествия в обетованную землю "яко лет четыреста и пятьдесят даде им Бог судии, яко леты даже до Самуила пророка, и оттуду просиша царя, и даде им Бог Саула" (Деян.13, 20-21): Х.- 450. Но по исчислению хронографов получится более пятисот лет. Георгий Кедрин пишет следующее: от смерти Иисуса Навина и до смерти пророка Самуила прошло лет: Х.- 610. От потопа лет: Х.- 2120. От Адама: Х.- 4382.

Но иное получится по нашим русским хронографам. Желающий пусть сосчитает.     Израильские цари   Сколько лет царствовал первый царь Саул, об этом в Книгах Царств не говорится, но есть указание в 13-й главе Деяний Апостольских, что он был царем 40 лет (Деян. 13, 21). Но толкователи Божественного Писания и хронографы, писанные на латинском языке, соединяют эти 40 лет Саулова царствования с летами Самуила, который не только прежде царя Саула, но и тогда, когда Саул уже воцарился, судил израильтян во все дни жизни своей.

Один из них, Салиан, говорит следующее: Самуил был один судьею израильским 23 года, а на 24-м году своего исполнения судейских обязанностей помазал на царство Саула; с Саулом он был судьею лет 16 и умер. После смерти его Саул был на царском престоле 2 года, после чего и скончался. Другой хронограф, Юнций, исчисляет эти лета так: В десятый год управления Самуилова родился Давид.

В 30-й год его же управления израильтяне просят царя. Саул был первым царем израильским в 31-й год управления Самуилова. Саул по истечении двух лет или в 33-й год управления Самуилова был отвергнут Богом за непослушание. Давид тайно помазан на царство в дому Иесеевом в 34-й год управления Самуилова. Давид убил Голиафа в 35-й год управления Самуилова.

Воцарился Давид после сорокалетнего управления Самуила, когда этот последний уже скончался. Беллярмин римлянин в своей хронологии пишет следующее: Самуил управлял 20 лет. Саул царствовал 20 лет. Греческий же хронограф Георгий Кедрин года Саулова царствования располагает следующим образом: При Самуиле Саул царствовал 20 лет. После Самуила 20 лет.