Димитрий Ростовский. Летопись, повествующая о деяниях от начала миробытия до Рождества Христова

Иные начинают исчисление лет начальствования Саулова не с кончины жреца Илия, но с прекращения господства филистимлян, которым израильтяне покорялись 20 лет, и говорят, что если после кончины жреца Илия Самуил и был жрецом Господним, но он не был начальником народа, пока не прошли эти 20 лет рабства. Когда же народ освободился от рабства, тогда и стал Самуил их совершенным начальником и обладал ими 30 лет и даже более, пока не состарился.

Это ясно из слов блаженного Иеронима, который говорит следующее: "С того времени, когда было отвергнуто священство Илиино, и даже до владения Самуилова прошли двадцать лет бедствий и рабства". Обратим внимание на следующие его слова: "даже до владения Самуилова прошли двадцать лет"; очевидно, не с кончины жреца Илия, но с прекращения двадцатилетнего рабства начинается Самуилово управление, и жизнь последнего достигла более глубокой старости, чем семидесятилетний возраст, так как он и после поставления на царство Саула жил долгое время.

В деяниях апостольских в 13-й главе пишется, что после исхода из Египта и вшествия в обетованную землю "яко лет четыреста и пятьдесят даде им Бог судии, яко леты даже до Самуила пророка, и оттуду просиша царя, и даде им Бог Саула" (Деян.13, 20-21): Х.- 450. Но по исчислению хронографов получится более пятисот лет. Георгий Кедрин пишет следующее: от смерти Иисуса Навина и до смерти пророка Самуила прошло лет: Х.- 610. От потопа лет: Х.- 2120. От Адама: Х.- 4382.

Но иное получится по нашим русским хронографам. Желающий пусть сосчитает.     Израильские цари   Сколько лет царствовал первый царь Саул, об этом в Книгах Царств не говорится, но есть указание в 13-й главе Деяний Апостольских, что он был царем 40 лет (Деян. 13, 21). Но толкователи Божественного Писания и хронографы, писанные на латинском языке, соединяют эти 40 лет Саулова царствования с летами Самуила, который не только прежде царя Саула, но и тогда, когда Саул уже воцарился, судил израильтян во все дни жизни своей.

Один из них, Салиан, говорит следующее: Самуил был один судьею израильским 23 года, а на 24-м году своего исполнения судейских обязанностей помазал на царство Саула; с Саулом он был судьею лет 16 и умер. После смерти его Саул был на царском престоле 2 года, после чего и скончался. Другой хронограф, Юнций, исчисляет эти лета так: В десятый год управления Самуилова родился Давид.

В 30-й год его же управления израильтяне просят царя. Саул был первым царем израильским в 31-й год управления Самуилова. Саул по истечении двух лет или в 33-й год управления Самуилова был отвергнут Богом за непослушание. Давид тайно помазан на царство в дому Иесеевом в 34-й год управления Самуилова. Давид убил Голиафа в 35-й год управления Самуилова.

Воцарился Давид после сорокалетнего управления Самуила, когда этот последний уже скончался. Беллярмин римлянин в своей хронологии пишет следующее: Самуил управлял 20 лет. Саул царствовал 20 лет. Греческий же хронограф Георгий Кедрин года Саулова царствования располагает следующим образом: При Самуиле Саул царствовал 20 лет. После Самуила 20 лет.

Следовательно, все его царствование продолжалось 40 лет. Давид после Саула царствовал лет: Б.,Х.,Р.- 40. Соломон вступил на царство после смерти Давида и в четвертый год своего царствования приступил к сооружению храма Господня.   Начало создания Храма Соломонова   В Третьей книге Царств в 6-й главе пишется, что Соломон начал сооружение храма (3Цар. 6, 1)

в лето от исхода сынов израилевых из Египта: Б.- 440, Р.- 480. Русские хронографы пишут, что это произошло в год от Адама 4469. Другие же хронографы (Монемвасийский) указывают год от Адама 4470. По их указаниям, Соломон начал сооружать храм Святая Святых в 642-й год после выхода сынов израилевых из Египта. (Однако такое летосчисление хронографов после тщательного рассмотрения оказывается неправильным.)

Несомненно, что русские хронографы весьма несогласны в летосчислениях с Библиями. Несогласие же римского летосчисления с нашим библейским в данном случае искусные исследователи приводят в согласованность, признавая то и другое летосчисление удовлетворительным: одно из них (то есть русское и греческое) начинает счет со времени входа израильтян в обетованную землю, что произошло после сорокалетнего их странствования с Моисеем в пустыне; другое же (то есть римское)

ведет счет годам со времени перехода их чрез Чермное море, вслед за которым наступило сорокалетнее странствование в пустыне, пока они не достигли обетованной земли. Если сии 40 лет пустынного странствования присоединить к указанным в наших Библиях 440 летам, то получится 480 лет. Но удивительнее всего то, что в самых Библиях, в Божественном Писании находится несогласное летосчисление.

Ибо в Деяниях Апостольских в 13-й главе пишется следующее: "Востав Павел и помахав рукою, рече: мужие израильтяне и боящийся Бога, услышите! Бог людей сих избра отцы наши и люди вознесе в пришельствии в земли Египетстей, и мышцею высокою изведе их из нея; и до 40 лет препита их в пустыни. И низложив язык седмь в земли Ханаанстей, даде им в наследие землю их.

И по сих, яко лет четыреста и пятдесят, даде им судии даже до Самуила пророка, и оттуду просиша царя, и даде им Бог Саула, сына Кисова, мужа от колена Вениаминова, лет 40" (Цеян. 13,16-21). Здесь читающий да обратит внимание на то, что св. апостол Павел насчитывает от входа сынов израилевых в обетованную землю и до пророка Самуила 450 лет.

Саул царствовал 40 лет, Давид царствовал 40 лет, Соломон в четвертый год своего царствования приступил к сооружению храма Господня; каким же образом в 6-й главе Третьей книги Царств пишется, что Соломон начал созидать храм Господень в 440-й год от исхода сынов израилевых из Египта? Думается, что здесь издревле допущена писавшими и переписывавшими некая погрешность, когда еще не было типографского искусства.