Димитрий Ростовский. Летопись, повествующая о деяниях от начала миробытия до Рождества Христова

Откуда же является у человека сие познание истинного Бога, как не из Священного Писания? Поэтому-то Христос, желая быть познанным Своими учениками и чрез их проповедь явиться известным всему миру, прежде всего отверз им ум разуметь Писание: простецов и некнижных людей Он избрал на апостольство, а послал их на проповедь книжными и умудренными (Лк. 9, 1-2). Во-первых, для познания Бога.

Господь наш Иисус Христос в Святом Евангелии говорит: "Испытайте Писания, яко вы мните в них имети живот вечный, и та суть свидетельствующая о Мне" (Ин.5,39). Чрез знание Божественных книг достигается жизнь вечная. И в чем может быть жизнь вечная, как не в познании истинного вечного Бога? Об этом говорит и Сам Христос: "Се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога и Егоже послал еси Иисуса Христа" (Ин.17, 3).

Во-вторых, для управления самим собою. Св. Павел в послании к Тимофею пишет следующее: "Измлада Священная Писания умееши, могущая тя умудрити во спасение" (2Тим.3,15). Отсюда ясно, что именно человеком управляет, наставляет и руководит ко спасению — это знание Божественного Писания. Ввиду сего святой Иоанн Златоуст и увещает нас, говоря: "Если вы возьмете в руки святые книги, то вы с великим усердием будете принимать заключающуюся в них пользу.

Ибо от них получаются многие приобретения: прежде всего, язык чрез чтение приучается к доброречию, а также и душа принимает духовные крылья и возносится горе, просвещаясь сиянием Солнца правды. Затем, как чувственный хлеб умножает телесные силы, так и чтение подает душе силу, ибо оно есть пища духовная, которая делает душу крепкой, постоянной и любомудрой, не допуская ей быть захваченной греховными страстями; напротив, делая ее окрыленною, она возносит душу к небу".

Другой учитель, святой Иоанн Дамаскин, касаясь той же пользы духовной, проистекающей от чтения книжного, говорит следующее: "Как дерево, насажденное при исходищах водных (Пс.1,3), так и душа, напояемая Божественным Писанием, тучится, приносит зрелый плод, то есть веру православную, и украшается постоянно зелеными листьями, то есть богоугодными деяниями; в ясном видении и в невозмутимом помыслами богомыслии она утверждается чрез Святое Писание, ибо в нем мы находим призвание ко всякой добродетели и отвращение от всякой злобы" (Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн.4, гл.XVII).

Тот же учитель, увещевая нас быть прилежными к чтению книжному, говорит еще следующее: "Будем стучаться в добрейший рай Писаний, рай благовонный, сладчайший, краснейший, услаждающий наш слух песнями всевозможных умных богоносных птиц, касающийся нашего сердца, в скорби утешающий, в ярости успокаивающий и напояющий непреходящею радостию".

Какая же потеря происходит от нечтения и незнания книг, сие изъясняет святой Анастасий Никейский, говоря: "Как невозможно земле, не напояемой дождем, произрасти колосья, хотя бы она и тысячу раз засевалась, точно так же не может и ум, не напоенный Божественным Писанием, принести какой-либо плод духовный, хотя бы ему кто-либо сообщил и тысячу словес.

Великое зло — не знать Писания и быть подобным несмысленным скотам, ибо бесчисленное множество злого порождается благодаря сему неведению Писания. Отсюда рождаются великие бедствия еретичества, отсюда житие небрежливое, бесполезные подвиги, слепота душевная, прельщение диавольское. Как слепые телесными очами не могут ходить истинным путем, так и не знающие Божественного Писания и на его свет не взирающие весьма часто спотыкаются и побуждаются постоянно к деланию греха".

Доброй и богоугодной жизни человек научается из примеров тех, которые прежде добродетельно провели свою жизнь; их он может найти не в другом каком-либо месте, как только в историях Божественного Писания как гражданских, так и церковных. Поэтому-то благочестивый царь греческий Василий Македонянин, увещевая своего сына Льва Премудрого, говорит: "Не ленись всегда прочитывать описания Древних деяний, ибо в них ты найдешь без труда то, что другие путем долгих усилий находили, и из них ты уразумеешь добрые дела добрых и злые дела злых.

Точно так же ты познаешь многообразные перемены в жизни человеческой, изменения событий, непостоянство мира сего и легкое падение царств. Скажу короче: ты узнаешь постигающую злые дела казнь и воздаяние за добрые дела. Злых дел ты будешь избегать, чтобы не постигло тебя лютое Божие отмщение, и возлюбишь добрые. Таким образом ты все в себе сможешь исправить для того, чтобы за это удостоиться получить воздаяние благое".

Таково завещание Македониево своему сыну. В-третьих, для наставления ближнего. Святой апостол Павел к Тимофею святому пишет, говоря: "Всяко Писание богодухновенно и полезно есть к научению, к обличению, к исправлению, к наказанию" (2Тим.3,16). Христианский человек по заповеди Божией должен любить ближнего своего как самого себя.

Если же он должен любить его как самого себя, то должно для него искать и желать ему спасения так же, как и самому себе. Ибо всем известный признак истинной любви и заключается в том, чтобы более всего стремиться не телу оказывать благодеяния, но научить невежду, исправить согрешающего и заботиться о душе погибающего, дабы привести ко спасению.

Не заботящийся же о спасении ближнего не любит его как самого себя и не имеет истинной любви к Богу. Может быть, кто-либо скажет: достаточно мне смотреть за собою, а не за другими; достаточно для меня быть внимательным к своему спасению, а не заботиться еще и о спасении других. Так думающему отвечает святой Златоуст, говоря: 'Ты не можешь, однако, достигнуть спасения, когда поленишься заботиться о своем брате".

И еще: "Если мы и все соблюдем, а ближнему не принесем пользы, мы не войдем в Царство". И еще: "Ни одно исправление не может быть великим, если оно приобретения свои другим не преподает, то есть для добродетельного мужа недостаточно его исправления для спасения, если он и других не исправляет и не приносит им пользы".