Димитрий Ростовский. Летопись, повествующая о деяниях от начала миробытия до Рождества Христова

Так считаются эти года по разумению толкователей Божественного Писания. По мнению и исчислению хронографов получается гораздо более лет до Самуила. Ибо при соединении лет рабства, когда израильтяне покорялись своим врагам в разное время между периодами управления судей, получится 111 лет; когда же они (хронографы) эти лета присоединяют к 339 годам от начала управления Гофониилова (ибо его многие считают первым судьею), то получается число всех лет 450.

Итак, из рассмотренного можно понять, что оба показания, то есть написанное в Деяниях Апостольских (13 гл.) и в Третьей книге Царств (6 гл.), не содержат в себе погрешности. Ибо когда святой апостол Павел говорит, что судьи в Израиле до пророка Самуила управляли 450 лет, то ты разумей, что им сосчитываются все года, как это делают вообще летописцы, считающие особо лета рабства, не включая их в лета судей.

Когда же ты прочтешь в Книге Царств о 440 (или по римским Библиям 480) летах до начала церкви Соломоновой, то знай, что сие исчисление есть такое же, какое предлагают толкователи, включающие все лета рабства в года управления судей. Соломон пробыл на царском престоле (3 Цар. И, 42; 2 Пар. 9, 30) лет: Б.,Х.,Р.- 40. Ровоам, сын Соломонов (3 Цар. 14, 21; 2 Пар. 12> 13) царствовал лет: Б.,Х.,Р. -17. Авия, сын Ровоама (3Цар. 15, 1-2; 2 Пар. 13,1-2) лет: Б.,Х.,Р. – 3. Аса, сын Авиев (3 Цар. 15, 9-10; 2 Пар. 16, 3), царствовал лет: Б.,Х.,Р.- 41.

Георгий Кедрин пишет, что Аса царствовал 40 лет. Иосафат, сын Асы (3 Цар. 22, 42; 2 Пар. 20, 31), лет: Б.,Х.,Р.- 25. Монемвасийский хронограф указывает 42 года. Порам, сын Иосафатов (4Цар. 8, 16-17; 2Пар.21;5,20), царствовал лет: Б.,Х.,Р. -8. Да будет известно, что Иорам еще при жизни отца был царем. Когда его отец отправлялся на войну помогать царю израильскому Ахаву, он нарек своего сына Иорама царем в Иерусалиме.

Таков был обычай в те древние времена: если какой-либо царь предполагал идти на войну, он прежде всего называл царя, которого желал бы иметь после себя; это делалось для того, чтобы на престоле был уже готовый царь, если отправившемуся на войну случится погибнуть. В силу такого обычая Иорам во дни своего отца был поставлен на царском престоле и царствовал с отцом своим 4 года, а после смерти отца также 4 года.

И таким образом время его царствования составилось из 8 лет. (Все источники указывают одинаковое количество лет) Охозия, сын Иорамов (4 Цар. 8, 26; 2 Пар. 22, 2), царствовал всего 1 год. Гофолия, мать Охозии (4Цар. 11, 3; 2 Пар. 22, 12), лет – 6. Кедрин говорит, что она царствовала 8 лет. Иоас, сын Охозии (4Цар. 12, 1; 2 Пар. 24, 1), царствовал лет – 40. О мучительстве его см. 2 Пар.24, 24-25. Амасия, сын Иоаса (4Цар.14, 1-2; 2 Пар. 25, 1) лет – 29. Озия, или Азария, сын Амасии (4Цар. 15, 1-2; 2 Пар. 26,3), лет – 52.

В его дни, говорит Евсевий в хронике, было начало олимпиад. Иоафам, сын Озии (4Цар.15,32-33;2Пар.27;1,8), царствовал лет – 16. Георгий Кедрин говорит, что в дни его царствования было начало олимпиад. Ахаз, сын Иоафама (4Цар.16, 2; 2Пар.28,1), лет -16. В его дни царствования создан Рим. Езекия, сын Ахаза (4Цар. 18, 1-2; 2 Пар. 29, 1), лет – 29.

Два года он царствовал с отцом, а отдельно один был царем 27 лет. Этот царь Езекия сжег медного змия и врачебную книгу Соломонову. «Три отрока», уведенные в плен вавилонский, были его дети; во дни его же царствования был и Товия. Манассия, сын Езекии (4Цар.21,1; 2Пар.33,1), царствовал – 55. Он был отведен в вавилонский плен и опять возвращен. Аммон, сын Манассии (4Цар.21,19; 2Пар.33, 21), лет- 2. Другие (русские хронографы) указывают лет-12.

В его дни жил Мидас, царь фригийский, с ослиными ушами (Кедрин). Иосия, сын Аммона (4Цар. 22, 1; 2Пар.34,1) – 31. Иоахаз, сын Иосии (4Цар.23, 31; 2Пар.36, 2), царствовал три месяца, которые присчитываются к летам Иосиевым. Елиаким, или Иоаким, второй сын Иосии (4Цар.23,36; 2 Пар. 36, 5), царствовал лет – 11. Во дни этого царя иудейского в первый раз Навуходоносор пошел на Иерусалим и пленил святого пророка Даниила с тремя отроками.

Иехония, он же и Иоахим, сын Елиакимов (4Цар.24,8; 2 Пар.36,9), царствовал 3 месяца и 10 дней, и это время присчитывается к последнему, одиннадцатому году царствования Елиакимова. Со смерти Елиакима (он же и Иоаким) и отведения в Вавилон плененного Иехонии начинается исчисление 70 лет вавилонского плена. Когда был отведен в Вавилон Елиаким с многочисленными пленниками, тогда святой пророк Иеремия писал к находящимся в вавилонском плену, возвещая им, что они пребудут там 70 лет (Иер.29, 10).

Русские же хронографы, как мы потом выясним, начинают исчисление этих 70 лет не со времени пленения Иехонии, но с пленения Седекии. Седекия, дядя Иехонии и сын Иосии, брат Иоахазов и Елиакимов (4Цар. 24, 18; 2 Пар. 36, 11), царствовал лет – 11. И затем был отведен в плен в Вавилон.     Последнее отведение в Вавилон и разорение Иерусалима   В третий год после пленения и разорения Иерусалима сожжен был храм Соломонов.

Георгий Кедрин говорит, что храм этот стоял 442 года. В Вавилоне израильтяне находились 70 лет. Сии 70 лет пленения людей израилевых и пребывания их в Вавилоне исчисляются неодинаково. Хронографы русские начинают исчисление с отведения в плен Седекии и окончательного разорения Иерусалима. Римские же хронографы начинают с Иехониева (прежде Седекии)

отведения в Вавилон; с этого времени и святой пророк Иеремия начал пророчествовать о 70-ти летах пленения (Иер. 29,10). После того, как был отведен в Вавилон Иехония со множеством достойнейших своих людей, в Иерусалиме после него стал царем Седекия. Отсюда и начинают римляне исчислять лета пленения, придерживаясь показаний святого пророка Иеремии. Седекия царствовал лет: Русс.- 11, Рим.- 11.

В одиннадцатый год своего царствования он был отведен в плен вавилонский Навуходоносором, а Иерусалим подвергся окончательному разорению. Отсюда начинают русские хронографы исчислять года пленения. Навуходоносор после разорения Иерусалима царствовал лет: Русс.- 17, Рим. -26. Всего в Вавилоне он царствовал 43 года, а по сказанию других — 44.