Димитрий Ростовский. Летопись, повествующая о деяниях от начала миробытия до Рождества Христова

Два года он царствовал с отцом, а отдельно один был царем 27 лет. Этот царь Езекия сжег медного змия и врачебную книгу Соломонову. «Три отрока», уведенные в плен вавилонский, были его дети; во дни его же царствования был и Товия. Манассия, сын Езекии (4Цар.21,1; 2Пар.33,1), царствовал – 55. Он был отведен в вавилонский плен и опять возвращен. Аммон, сын Манассии (4Цар.21,19; 2Пар.33, 21), лет- 2. Другие (русские хронографы) указывают лет-12.

В его дни жил Мидас, царь фригийский, с ослиными ушами (Кедрин). Иосия, сын Аммона (4Цар. 22, 1; 2Пар.34,1) – 31. Иоахаз, сын Иосии (4Цар.23, 31; 2Пар.36, 2), царствовал три месяца, которые присчитываются к летам Иосиевым. Елиаким, или Иоаким, второй сын Иосии (4Цар.23,36; 2 Пар. 36, 5), царствовал лет – 11. Во дни этого царя иудейского в первый раз Навуходоносор пошел на Иерусалим и пленил святого пророка Даниила с тремя отроками.

Иехония, он же и Иоахим, сын Елиакимов (4Цар.24,8; 2 Пар.36,9), царствовал 3 месяца и 10 дней, и это время присчитывается к последнему, одиннадцатому году царствования Елиакимова. Со смерти Елиакима (он же и Иоаким) и отведения в Вавилон плененного Иехонии начинается исчисление 70 лет вавилонского плена. Когда был отведен в Вавилон Елиаким с многочисленными пленниками, тогда святой пророк Иеремия писал к находящимся в вавилонском плену, возвещая им, что они пребудут там 70 лет (Иер.29, 10).

Русские же хронографы, как мы потом выясним, начинают исчисление этих 70 лет не со времени пленения Иехонии, но с пленения Седекии. Седекия, дядя Иехонии и сын Иосии, брат Иоахазов и Елиакимов (4Цар. 24, 18; 2 Пар. 36, 11), царствовал лет – 11. И затем был отведен в плен в Вавилон.     Последнее отведение в Вавилон и разорение Иерусалима   В третий год после пленения и разорения Иерусалима сожжен был храм Соломонов.

Георгий Кедрин говорит, что храм этот стоял 442 года. В Вавилоне израильтяне находились 70 лет. Сии 70 лет пленения людей израилевых и пребывания их в Вавилоне исчисляются неодинаково. Хронографы русские начинают исчисление с отведения в плен Седекии и окончательного разорения Иерусалима. Римские же хронографы начинают с Иехониева (прежде Седекии)

отведения в Вавилон; с этого времени и святой пророк Иеремия начал пророчествовать о 70-ти летах пленения (Иер. 29,10). После того, как был отведен в Вавилон Иехония со множеством достойнейших своих людей, в Иерусалиме после него стал царем Седекия. Отсюда и начинают римляне исчислять лета пленения, придерживаясь показаний святого пророка Иеремии. Седекия царствовал лет: Русс.- 11, Рим.- 11.

В одиннадцатый год своего царствования он был отведен в плен вавилонский Навуходоносором, а Иерусалим подвергся окончательному разорению. Отсюда начинают русские хронографы исчислять года пленения. Навуходоносор после разорения Иерусалима царствовал лет: Русс.- 17, Рим. -26. Всего в Вавилоне он царствовал 43 года, а по сказанию других — 44.

Евилмеродах, сын его, царствовал лет: Русс.-5, Рим.-30. Валтасар, сын Евилмеродаха, лет: Русс.- 3, Рим.- 3. Дарий, кроме тех лет, в которые он владычествовал в Мидах, царствовал в Вавилоне лет: Русс.- 17, Рим.- 2. Кир, кроме тех лет, в течение которых он прежде владычествовал в Персиде, царствовал в Вавилоне лет: Русс.- 30, Рим.- 3.

Георгий Кедрин говорит, что Кир царствовал 32 года. Здесь хронографы русские и римские оканчивают исчисление лет пленения иудейского. Русские хронографы говорят, будто бы в 30-й год своего царствования Кир отпустил Зоровавеля со многими людьми иудейскими в Иерусалим для создания храма Господня; но это противоречит Библиям, которые говорят, что в первый год царствования Кирова (а не в тридцатый)

отпущен был Зоровавель, что ясно видно из первой главы Первой книги Ездры (1Езд. 1, 1-3). Так русские и римские хронографы высчитывают 70 лет пленения иудейского в Вавилоне по годам царей вавилонских. В Библиях же года этих царей не указаны: сколько лет царствовал Навуходоносор, сколько Евилмеродах, Валтасар, Дарий и Кир, это неизвестно, но известно только то, что иудеи были в плену вавилонском 70 лет, даже до первого года царствования Кира.

После Кира вступил на престол его сын Камбиз, который в 4-й главе Первой книги Ездры (1 Езд. 4, 6) называется Асвером (Ассуиром) и Артаксерксом (первый с таким наименованием). Он запретил созидать храм Господень. Сколько же лет Камбиз царствовал, в Библиях не написано. Потом стал царствовать Дарий, другой с таким наименованием, сын Гистаспов.

Он во второй год своего царствования повелел опять созидать храм Господень в Иерусалиме. Храм был окончен постройкой в шестой год царствования Дариева, как пишется в седьмой главе Второй книги Ездры (2Езд. 7, 5). О святом же Евангелии пишется (Ин. 2, 20), что храм этот созидался 46 лет (не то чтобы он беспрерывно столько лет созидался, но что благодаря многим препятствиям на столько лет постройка его затянулась).

Это дает возможность думать, что со времени первого года царствования Кира в Вавилоне, в который он дал повеление созидать храм, и до шестого года царствования Дариева, когда храм был окончен, прошло 46 лет. После сего сколько лет царствовал Дарий Гистасп, в Библиях не написано. Когда царствовал в Вавилоне Артаксеркс (другой с таким наименованием)

, то в двадцатый год его царствования был отпущен в Иерусалим царский виночерпий Неемия, чтобы воздвигнуть иерусалимские стены (Неем. 2, 1-6). После сего Артаксеркса в Библиях более не вспоминаются цари персидские (они же и вавилонские), хотя и много их было после вышеупомянутых; не указываются и лета их, даже до смерти великого царя Александра Македонского и до начала царства еллинского (то есть греческого).