Димитрий Ростовский. Летопись, повествующая о деяниях от начала миробытия до Рождества Христова

От начала этого царства ведется летосчисление в Книгах Маккавейских, как это можно видеть в первой главе Первой книги Маккавейской, где об Антиохе царе, называемом Епифаном, пишется следующее: "Царствова в лето 137 царства еллинска" (1 Мак. 1,10), но и это летосчисление ведется только в истории братьев Маккавеев. Сколько лет прошло до Рождества Христова от конца того пленения, в котором израильский народ пребывал 70 лет в Вавилоне, по Библиям определить трудно, скорее даже невозможно, так как не означены числа известных лет царствования царей персидских и замолчены многие цари, которые были после второго Артаксеркса и даже до Александра Великого.

Но и после кончины Маккавеев в Библиях ничего не пишется о тех правителях, которые были до Рождества Христова. Указываются же многие в хронографах, но не в Библиях. И писанное в них не все вероятное, так как хронографы не согласуются во многих повествуемых ими вещах, а особенно в летосчислениях. Разве исчислять лета от переселения вавилонского до Христа по седмицам Данииловым, сообщенным ангелом?

Но и они вызывают немало недоумений, так как толкователи Божественного Писания и летописцы спорят о времени, с которого года начинаются эти седмицы и в который оканчиваются. Одни полагают, что они начинаются с самого дня откровения Божия, бывшего святому пророку Даниилу чрез ангела. Другие — с первого года самодержавия Кира, когда этот царь повелел созидать храм Господень и отпустил в Иерусалим иудейского князя Зоровавеля со многими людьми.

Иные — со второго года царствования Дария Гистаспа, который вторично повелел созидать храм, что было запрещено царем Камбизом, сыном Кира. Некоторые — с шестого года Дариева, в который окончена была постройка храма и он был освящен. Другие — с седьмого года царя Артаксеркса, бывшего после Дария, когда был отпущен в Иерусалим Ездра со многими людьми израилевыми.

Иные — с двадцатого года царствования Артаксерксова, когда этот царь повелел воздвигнуть иерусалимские стены и для сего отпустил виночерпия Неемию, так как об этом пишется и в 9-й главе Книги Данииловой: "От исхода словесе, яко соградити Иерусалим, до Христа старейшины..." (Дан. 9, 25). Наконец, некоторые — с окончания постройки стен и обновления города Иерусалима начинают эти седмицы Данииловы; обновление же произошло в 22-й год царствования Артаксеркса.

Что же касается самих седмиц Данииловых, то их всех насчитывается 70, а содержится в них лет 490. Точно так же и относительно окончания этих седмиц многие не согласны один с другими. Иные полагают, что конец их был при рождении Христа; другие — при вольном страдании Христовом и Его животворной смерти; некоторые же — при последнем разрушении Иерусалима, совершенном Титом Веспасианом, и при окончательном запустении этого города.

В таких недоуменных вещах, как в лабиринте, разве возможно найти при свете Библии правильный и верный путь летосчисления? Но и от самого начала бытия мира и до Рождества Христова исчислить лета по Библиям весьма трудно ввиду не упомянутых лет во многих местах, а также и ввиду по местам их несогласия, как это было показано в сей хронологии.

Тем не менее мы предложим здесь разумение и исчисление этих лет русских и римских хронографов.   Летосчисление с конца семидесятилетнего плена иудейского в Вавилоне и до Рождества Христова по годам персидских и египетских царей   Цари Персидские   Кир (кроме тех лет, когда он владычествовал в Персиде До взятия Вавилона) царствовал в Вавилоне лет: Русс.- 30, Рим.- 3. Георгий Кедрин указывает 32 года. Святое Писание (1Езд. 1,1-3)

говорит, что он в первый самодержавия своего отпустил Зоровавеля в Иерусалим строить храм Господень; а хронографы русские говорят, что в тридцатый год (а не в первый) он сделал это. Камбиз, он же и Асвер (Ассуир) или Артаксеркс (первый с таким наименованием) по наименованию своему в Святом Писании (1Езд. 4,6), царствовал лет: Русск.- 18, Рим.- 6.

Этот царь запретил созидать церковь Господню. Смердис волхв царствовал 7 месяцев. Дарий Гистасп царствовал лет: Русс.- 30, Рим.- 36. Он вторично повелел созидать храм Господень, который и был окончен в шестой год его царствования. Ксеркс, сын Дария, царствовал: Русс.- 28, Рим.- 20. Артаксеркс Долгорукий (Неем.2,1): Русс.- 41, Рим.- 40.

Он в двадцатый год своего царствования отпустил Неемию воздвигать иерусалимские стены. Дарий, по прозвищу Нофос, царствовал лет: Русс.- 19, Рим.- 19. Ксеркс второй царствовал 2 месяца. Логдиан царствовал 8 месяцев. Артаксеркс Мнемон, то есть памятливый, царствовал лет: Русс.- 40, Рим.- 43. Артаксеркс Ох: Русс.- 26, Рим.- 23. Арсес или Арсамис: Русс.- 4, Рим.- 3. Дарий Кодоман царствовал лет: Русс.- 6, Рим.- 6.

В седьмой год он был побежден Александром и убит своими же. Александр Великий победил Дария в шестой год своего царствования (по римскому летописцу Корнелию), а после этой победы царствовал лет: Русс.- -, Рим.- 6. Всего же он царствовал 12 лет. В русском же перечне пишется, что Александр до победы над Дарием и разрушения царства персидского царствовал одиннадцать лет; после же разрушения персидского царства он царствовал лет: Русс.- 12, Рим.- -.

После смерти Александра его воеводы разделили между собою его царство и возложили на себя диадемы, каждый в своей полученной стране, и царствовали они и их сыновья после них многие годы.   Цари Египетские   Птоломей, по прозванию Лаг, после смерти Александровой получил Египет и царствовал в нем лет: Русс.- 42, Рим.- 40.

Другие указывают 44 года От этого Птоломея и прочие египетские цари стали называться Птоломеями, как в древности именовались Фараонами. Птоломей Филадельф, то есть братолюбивый, царствовал лет: Русс.-38, Рим.-38. По другим 47 лет. Он просил Елиазара, иерусалимского архиерея, прислать к нему премудрых мужей и принял 72 старцев, которые перевели ему Святое Писание с еврейских Библий на греческий язык. Птоломей Евергет: Русс.-25, Рим.- 26. Птоломей Филопатор: Русс. – 29, Рим.- 17.