Димитрий Ростовский. Летопись, повествующая о деяниях от начала миробытия до Рождества Христова

Аристовул, изгнав старшего брата Гиркана, царствовал 3 года. Алстедий полагает — 5 лет. Затем пришел римский воевода Помпей с воинскою силою, взял царя иудейского Аристовула с двумя его сынами Антигоном и Александром и отослал в Рим; завоевал он и Иерусалим и всю Иудею покорил римскому царю, сделав ее жителей данниками. Власть иерусалимскую он вручил старшему Аристовулову брату Гиркану.

Вторично Гиркан вступил в управление находившимся под римскою властью и изнемогавшим царством иудейским и был архиереем, но уже не как царь самовластный, но как подчиненный данник, служа кесарю 22 года. По Алстедию — 23 года. Александр, младший сын Аристовула, убежав от римлян, собрал воинскую силу, изгнал из Иерусалима своего дядю Гиркана и царствовал 3 года.

Вторично был схвачен римлянами и предан смерти в Антиохии. Антигон, старший сын Аристовула и брат Александра, был последним из рода Маккавеев; царствовал в Иерусалиме 4 года. По Алстедию и Функцию — 1 год Когда он был убит Иродом, окончательно прекратилась власть еврейская и приблизилось, согласно с пророчеством святого патриарха Иакова (Быт.49,10), время Христова пришествия во плоти.

Ирод был по роду не еврей, но иноплеменник, сын Антипатра Идумеянина, и прозывался Аскалонитом, ибо был рожден в Аскалоне, который в древности был городом филистимским; он получил иудейское царство и владычествовал 34 года. Во дни его царствования последовало рождение Христа. Рождество совпало с годом царствования Иродова: тридцатым, как говорит Карион; тридцать седьмым, по словам Адрихома, а по мнению Алстедия — с тридцать восьмым.

Мы показали, сколь велико несогласие в летосчислении по Библиям и по хронографам: каким же образом при всем этом возможно отыскать истинное число лет от Адама и до Рождества Христова? И каким образом доподлинно узнать, в какой год что выдающегося случилось в поднебесной? При всем этом в настоящей летописи я рассудил держаться, не нарушая древних традиций, установленного издревле летосчисления, идущего не по Библиям, но по хронографам.

Так как я предположил собрать вкратце события, бывшие от начала мира, но оказалось невозможным писать по годам, что именно в каждый из них делалось, и это по причине несогласия и несходства хронографов с Библиями в летосчислениях,— то ввиду этого я решил расположить времена по столетиям и изобразить их на таблицах с ключом Пасхалии, составленным по буквам славянской азбуки, чтобы вместе с ним число лет миробытия, исчисляемое по древнему обычаю восточной церкви, было наиболее вероятно.

По каждому столетию я и начал писать истории древних деяний, чтобы, если и не указывается, в который именно год случилось данное событие, однако, знали, что оно именно в том столетии произошло, в котором описано. Таблицы же эти летосчислительные при пасхальном ключе имеют еще в качестве неложных свидетелей летосчисления следующее: круги солнечный и лунный, по устроению Создателя с начала миробытия и даже до настоящих времен и лет неизменно совершающиеся; а при них и "седмочисленник", который показывает Вруцелето (

Вруцелето — "ручная Пасхалия" (букв, в руце лето), т. е. наставление, так приспособленное к суставам человеческой руки, что рука, при небольшом запасе сведений, которые нужно было держать в памяти, могла заменять книгу, и взгляд на суставы пальцев помогал вычислению на каждый год для Пасхи и других подвижных праздников). Да будет известно благорассудному читателю и то, что здесь все исчисляемые лета начинаются не с сентября, но с марта месяца, в который сей видимый мир был создан Богом.

Об этом месяце марте и Сам Бог в земле Египетской говорил Моисею и Аарону: "Месяц сей вам начало месяцем, первый вам будет в месяцех лета" (Исх. 12, 2). Вести же счет годам с месяца сентября израильтяне выучились в Египте у идолопоклонников, не ведущих Бога и ничего не знавших ни о создании мира и ни о первом человеке Адаме.

И был потом у израильтян двойной год — церковный и гражданский: церковный начинается с марта, гражданский же, как и у всех еллинов, с сентября. В силу сего их обыкновения и Бог, снисходя к ним, установил исчислять лета покоя земли, оставления долгов и отпущения пленников с месяца сентября, как о том пишется в 23-й главе Книги Левит (Лев. 23, 23-25).

Так же много времени спустя потом и Август, кесарь римский, идолопоклонник, установил свое исчисление лет с сентября. Но мы, будучи церковными служителями, предположили считать и писать, "Господу споспешествующу" (Лк. 16, 20), церковные лета и деяния с марта месяца, а не с сентября.   События в первом столетии первого тысячелетия   Мы начинаем исчислять лета миробытия со времени изгнания Адама из рая, ибо сколько продолжалось то время, в течение которого Адам наслаждался райскими благами, нам совершенно неизвестно.

Известным же стало нам то время, в которое начал он после изгнания злострадать, и отсюда лета получили свое начало, когда род человеческий увидел зло. Поистине, Адам познал добро и зло в то время, когда лишился добра, впал в неожиданные бедствия, которых прежде не испытывал. Ибо, пребывая сначала в раю, он был как сын в отцовском доме, без печали и труда, насыщаясь готовою и пребогатою трапезою; вне же рая, как бы изгнанный из отечества, начал он в поте лица своего есть хлеб со слезами и воздыханием.

Стала и помощница его Ева, мать всех живущих, в болезнях рождать детей, и рождать скорее к смерти, а не к жизни, ибо прежде их рождения она умертвила их, подвергнув чрез свое грехопадениие весь человеческий род двоякой смерти — душевной и телесной. И родящиеся начинали не жить прежде, но прежде умирали, ибо они душою уже мертвы были, а телом своим стремились к смерти, рождаясь из матерней утробы для сей жизни вместе с мертвенною тленностью. (

И нам всем она оставила такой же образ рождения.) Ибо Ева зачав родила Каина, о котором самое дело показало, что он был зачат во грехах: когда он возрос, то сделался первым в поднебесной человекоубийцей. Известно также, что рожденный после Каина Авель был чадом покаяния, ибо он угодил жертвами Богу. Относительно рождения первых детей Адамовых у летописцев мы находим разноречные мнения.