Димитрий Ростовский. Летопись, повествующая о деяниях от начала миробытия до Рождества Христова

Один — предатель, а другой — проповедник имени Иисуса Христа; один — супостат, а другой — брат Господень по плоти; один удавился и погиб, а другой, пострадав за Христа, сподобился венца небесного. Два было до потопа и Еноха: один Каинов сын, а другой из Сифова рода. Каинов в ад вселился вместе со своим отцом, а Сифов Енох был восхищен в рай.

Было два и Ламеха: один в роде грешничем, а другой же в роде Христовом. Тот, который принадлежал к грешничему роду, был в поднебесной первым двоеженцем, а другой угодил Богу и был отец Ноев и пророк, как потом о нем будет говорить история. Здесь можно подумать и о нашем христианском одноименстве: все мы называемся христианами от имени Христова, но не все угождаем Христу.

Крестились мы во имя Христа, а работаем не Христу, а своим похотям: "Имже бо кто побежден бывает, сему и работен есть" (2 Пет. 2, 19), говорит святой апостол Петр. Но и Сам Христос Господь наш в Евангелии сказал: «Творяй грех раб есть греха» (Ин. 8, 34). И есть среди нас многие, которые на себе только имя христианское носят, а делами отметаются от него, и не Христовы они, но принадлежат диаволу, как говорит святой Иоанн Богослов: «Творяй грех от диавола есть» (1 Ин. 3, 8).

На таковом сбываются словеса Христовы, сказанные в Апокалипсисе к ангелу Сардийской церкви: "Имя имаши яко жив, а мертв еси" (Апок. 3, 1). Внемли, о человек, просвещенный святым крещением! Имя имеешь христианское, которым знаменован в жизнь вечную, а делами твоими смерть вечную во аде себе готовишь. Именем христианин, а делами язычник; ангел по названию, а житием бес; человек по образу, а зверь лютый нравом; одушевлен и вместе бездушен, пренебрегая спасением души твоей: "Имя имаши яко жив, а мертв еси".

Пощади же твою душу, пощади и имя христианское, да не хулится чрез тебя имя Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия; но исправься покаянием и покажи чрез добрые дела себя живым и истинным христианином, дабы по имени твоему было и житие твое.   События в пятом столетии первого тысячелетия   Сиф, сын Адамов, пожив от рождения лет 205, родил первенца своего Еноса от своей сестры Асвамы.

После же его рождения он имел и других сыновей многих и дочерей, пребывая в чадородии 700 лет и более, и видел он внуков и правнуков своих, и многочисленное племя свое, из года в год умножающееся. Как он, так и все его племя поселилось на высочайшей земле близ рая (Кедрин). Сиф получил и заповедь от отца Адама — оберегать свое потомство, чтобы оно не смешалось с богоненавистным племенем Каиновым.

Ибо в те времена в поднебесной было только два племени, произошедших от двух праотцев: от Каина и Сифа. Племя праведного Сифа жило праведно и свято, угождая Богу, а племя Каиново было злое и развращенное, богопрогневающее и человеконенавистное. Каков корень, таковы и ветви: каков отец, таковы и чада. Ибо Каин во всем зле для своих детей был пример и начало, и он первый со своим племенем начал определять землю, творить разбои, грабить и собирать богатство не только от труда рук своих, но и от хищения и насилия. И восстали отсюда среди людей войны.

Каиново племя изобрело и различные искусства и мерила, но оно, однако, было предано излишнему плотскому сладострастию. Праправнук его Ламех, не довольствуясь одною женою, взял две: Аду и Селлу; и был он первым в мире двоеженцем. Ада родила ему Повила, который изобрел искусство делать шатры из кож: и был он отец живущих в шатрах со стадами.

Родила Ада и другого сына, Иувала, который изобрел музыку, свирели и гусли. Другая же жена Ламехова Селла родила Фовела (иные его называют Тувалкаином), который был млатобиец, или ковач всех орудий из меди и железа. Сестра же его Ноема изобрела прядение волны (шерсти) и льна и искусство ткания; она же изобрела способ делать из молока животных масло и сыр и была изобретательница прочих женских рукоделий.

Научилось племя Каиново и волхвованиям, чародейству и заговорам, а также и общению с бесами. И было сие племя богопротивно и богомерзко, почему впоследствии и подверглось истреблению потопом. Так как в отвратившемся от Бога Каиновом роде находятся некоторые люди, одноименные с праведными мужами из рода Сифова, как Енох, Малелеил, Мафусал и Ламех, так как в обоих племенах, в Каиновом и Сифовом, были люди с одними и теми же наименованиями, то здесь предлагается таблица обоих родов, дабы известно было между ними различие.

Адам - Род грешников – Каин – Енох – Гаидад – Малелеил – Мафусал - Ламех двоеженец – Повил – Иувал – Фовел. Весь этот род погиб во время потопа. Адам и Ева - Авель Ева - Род праведных, из которого и Христос - Сиф – Енос -   Каинан – Малелеил - Иаред – Енох - Мафусал – Ламех – Ной. Сей же род сохранен во время потопа. Как Каин для своего племени во зле,   так и Сиф праведный для своего племени в добродетельной жизни был предводителем, учителем и наставником.

Ибо им были научены дети его и дети детей его знанию Бога, вере в Него и жизни в страхе Божием. Сиф научил их любить и почитать Создателя своего жертвами и молиться Ему прилежно, а также любить и почитать ближнего своего как самого себя и никого не обижать. И соблюдалась среди них строго та исконная заповедь естественного закона, о которой впоследствии и Христос Господь в Евангелии вспоминает: "Якоже хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде" (Мф. 7,12).

И пишется посему о племени Сифовом, что оно уподоблялось ангелам по своему житию праведному, целомудренному, воздержанному, кроткому и честному долгое время, даже до тысячи лет. Вот что пишется о праведном Сифе: он, частью ради прославления лица его, совершившегося во время его восхищения ангелом, частью по причине его мудрости и разума, ведущего небесные движения и течения, частью же ради жития его святого, подобного ангелам, был прозван прочими племенами богом, а его племя получило наименование "сынов Божиих": "Видевше, — говорится, — сынове Божий (т. е. Сифо-вы) дщери человечи (т. е. Каиновых), яко добры суть" (Быт. 6, 2).

    События в шестом столетии первого тысячелетия   Когда исполнилось от начала миробытия 532 года, тогда совершилось первое уравнение не равнотекущих кругов небесных и вступление их в прежний порядок обращения. Ибо в 532 года солнечный круг, имеющий в себе 28 лет, успел обернуться 19 раз, а лунный круг, содержащий в себе 19 лет, совершил свое обращение 28 раз; и снова солнце и луна в совершении своих кругов сравнялись, как были в начале своего создания.