Гумеров Павел /Малая Церковь/ Библиотека Golden-Ship.ru

Апостол Павел говорит: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии научился всему и во всём, насыщаться и терпеть голод, быть и в изобилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4,12). У нас в стране, как известно, никто не зарекается от сумы и от тюрьмы и человек должен быть готовым ко всему. Насчёт ущемления. Существует родительская шутка, когда мама или папа не хотят что-то давать ребёнку и съедают сами, говоря: «У детей должны быть здоровые родители». И это не всегда плохо.

Ребёнок должен привыкнуть, что лучшие куски, самые большие порции получают папа (он глава семьи) и мама. И так всегда было в традиционных русских семьях. Дети должны уступать, знать своё место. Лозунг Ильича: «Всё лучшее детям» часто приводит к детской распущенности и неуважению старших. Абсолютно не правы те родители, которые равнодушно смотрят, как маленький сынок в истерике бьёт их кулачком по лицу. Такие выходки нужно сразу пресекать.

В армии есть такое хорошее понятие субординация. Генерал всегда твой начальник, какой бы он не был и ты должен отдавать ему честь. Совершенно не понимаю родителей, которые разрешают детям обращаться к ним не «папа» и «мама», а по именам. Подобное панибратство ни к чему хорошему не приведёт. Существует очень вредная теория, что дети – это маленькие взрослые, они всё знают и чувствуют лучше нас, они такие же свободные, равноправные, как и все.

Под этой толерантностью и либерализмом скрывается лень и нежелание заниматься детьми, воспитывать их. Вместо того, чтобы нудно объяснять что хорошо, а что плохо чаду, легче сказать: да он сам всё знает лучше меня. Дети не могут быть равными нам. У них нет жизненного опыта, знаний, разума взрослых людей. Они, в силу возраста и физически и умственно не развиты.

Дети тянутся к нам, просят помощи, а мы считаем, что они самодостаточны и чуть ли не сами должны нас учить. Поистине «всё смешалось в доме Облонских…». Мы, родители, должны не слушать новомодных теорий, а постараться воспитать ребёнка, дать ему всё, что мы хотим дать, вложить в него всё, что сами считаем нужным до взрослого возраста. То, что некоторые взрослые дяди и тёти ведут себя хуже детей, не говорит о том, что дети умные, а о том, что взрослые стали глупее детей.

Говоря о детской избалованности, необходимо затронуть и другую важную тему: социальное расслоение. С отменой (почти повсеместно) школьной формы и повышением уровня жизни отдельных людей у подростков появилось больше возможности «выпендриться» перед одноклассниками, красуясь дорогой одеждой или игрушками. И, естественно те дети, которые не могут этого себе позволить, начинают завидовать.

Вот как говорит об этой проблеме протоиерей Валериан Кречетов, сам отец семерых детей. «Мои дети учились в спецшколе, и там, конечно у кого ручка такая, у кого другая, у кого часы модные; и я говорил своим детям, что нужно не иметь, а уметь. И когда мы ходили в отпуск, жили в палатке, я учил их костёр разжигать, рыбу ловить, жарить. И говорил всё время, что человек помрёт, если он ничего не умеет делать.

Я дарил им инструментальные наборы, отвёртки, молотки разные, ножички, фонарики, они всё время делали что-то своими руками, и я сам так воспитывался. Я не был ни пионером, ни комсомольцем, поэтому перспектива моя была нулевая в смысле какого-то продвижения, и я понимал, что моя жизнь будет зависеть от того, каким я буду специалистом, насколько я буду уметь что-то делать.

И я всегда говорил своим детям, что очень важно быть независимым в духовном смысле, а ты независим только тогда, когда ты всё можешь сам сделать. Настоящий мужчина должен уметь всё: и строгать, и пилить, и стирать, и готовить. Необязательно ты будешь это делать каждый день, в каждой семье у каждого свои функции, но уметь это ты должен… Я в своё время старался овладеть всем, чем только можно.

Я окончил электротехнический институт по специальности инженер-механик и умел делать всё, работал на всех станках, делал сварку. У меня даже есть авторское свидетельство, то есть я сконструировал, изготовил и запустил установку. Об этих вещах нужно говорить детям, это нужно воспитывать. Особенно мальчишкам, даже так, небрежно, мол «всё это чепуха, подумаешь, сделать самому нет проблемы», то есть сыграть на тщеславии. Конечно, мы жили в другое время.

Сейчас у многих есть всё, что душе угодно. И нужно показать обратную сторону этой медали: всё есть, а вот что происходит из-за вещей: за часы дорогие избили, за шапку убили, уши за серёжки могут оторвать. Вот цена вещам. Знание, умение на лбу не написано, а всё время с тобой»18. Помню, когда учился в школе, родители не могли позволить купить мне дорогих вещей, и я к тому же был самого маленького роста в классе.

Но умел какие-то вещи, каких не умели другие. Например, неплохо рисовал (для школьного уровня). Когда я начинал делать какой-нибудь рисунок в тетрадке на перемене, обязательно сзади вставали несколько человек, и смотрели. Просили нарисовать им что-нибудь в тетрадь. Приходилось рисовать школьные плакаты, стенгазеты, за что наша директриса, учитель английского ставила мне пятёрки. Это тоже вызывало зависть окружающих.

И не помню, чтобы я особо мучался от отсутствия дорогих вещей, зато потом не было к этому привязанности. Поэтому лучше развить способности ребёнка в какой-то области. Разве может модный мобильник или дорогой «прикид» быть круче умения играть на гитаре или водить и чинить настоящую машину, или хорошо говорить по-английски? Да мало ли, что можно придумать, например, развить спортивные задатки.

Мать тоже может передать девочке очень много полезных навыков. Терпение и труд Сейчас продаётся очень много хороших, качественных материалов, инструментов, работать с ними легко и приятно. То, что раньше могли делать в основном профессионалы, сейчас под силу среднему мужчине. Например, ремонт квартиры, замену труб и проводки и т.д. Это нужно использовать.