Гумеров Павел /Малая Церковь/ Библиотека Golden-Ship.ru

Пост есть воспитание воли, воздержанности. Когда приучать чад к посту и какова мера детского поста нужно решать индивидуально с духовником. Крестины Думаю, что тема крещения детей напрямую связана с темой христианского воспитания подрастающего поколения. И поэтому хочу немного рассказать о том, почему мы крестим детей и что дает им это таинство.

Когда я вижу толпу крестных и молодых родителей, которые идут к домику, где у нас проводятся беседы с крещаемыми, мое сердце, к сожалению, не подпрыгивает от радости. Скорее наоборот. Потому что я знаю, что предстоит не очень приятный разговор. Я священник молодой, но все же крестил уже немало народа. Так вот, могу вспомнить только пару случаев, когда восприемники могли прочесть наизусть Символ веры.

Я сначала относил это к моей молодости, но потом узнал у одного пожилого батюшки, который уже 50 лет служит в сане, что он тоже лишь несколько раз слышал молитву «Верую» от крестных. (Не считая, конечно, когда крестил детей своих постоянных прихожан). Воистину, Русь крещена, но не просвещена. Вообще, знания многих восприемников о том, кто такие крестные, ограничиваются, видимо, просмотром гангстерского фильма «Крестный отец». Многие не имеют даже крестов на груди.

Немало таких, которые не знают, что такое исповедь и причастие. Ну ладно, они не читали Евангелие и духовную литературу, но хоть какие-то книжки или хотя бы фильмы, где священник принимает исповедь, они должны знать? Все, что я сказал про крестных, можно отнести и к родителям. Уровень их познаний ничуть не выше. И вообще, на всем их поведении лежит какая-то печать несерьезности, неуместного веселия.

Неоднократно сталкивался с тем, что родители или крестные начинали заранее «отмечать» событие. От них уже попахивало и язык не всегда слушался их. Иногда, глядя на все это, посещает крамольная мысль: «а может, правы протестанты, что не крестят младенцев»? Ведь такие родители и восприемники явно не будут воспитывать малыша в вере и благочестии.

Но почему-то обязательно хотят крестить своих детей. Мы, конечно, прекрасно понимаем, в чем неправда протестантов. Если я церковный человек, живу жизнью Церкви, то, конечно, и мой ребенок должен ей жить. Причащаться с нами от одной Чаши, молиться в храме. Если мы болеем за детей, то как не поминать их на Литургии? А некрещеных нельзя. Но многие люди об этом и не думают. Им главное – крестить, отметиться.

Справедливости ради скажу, что людей серьезных (правда, не просвещенных) тоже много. Вот к ним-то в первую очередь и обращаюсь я во время огласительных бесед. Хочу привести (в сокращенном виде) беседу, которую обычно провожу с родителями и крестными. Первый вопрос, который я обычно задаю: «Для чего вы принимаете крещение»? (Заранее говорю, что это не экзамен, скажите своими словами). Ответы бывают самые разные. Например: 1)

Мы русские, значит, должны креститься; 2) чтобы не болеть; 3) чтобы была удача в жизни, и т.д. Объясняю, что Крещение не делает нас более русскими, оно дано всем народам, в Церкви «нет ни еллина, ни иудея», большинство стран приняло христианство, когда Русь была еще языческой. Крещение также не делает нас здоровыми и счастливыми, ибо относится к области духовной, а не материальной, мы крестимся, чтобы спасти душу, а не чтобы поправить здоровье.

Вопрос о намерениях перед Крещением далеко не праздный. В Питере в 90-е годы произошел очень неприятный случай. Одного человека экстрасенсы послали принять Крещение в 10 храмов, чтобы исцелиться. И ни в одном (!) храме его не спросили, зачем он крестится. И не нужно думать, что человек обязательно это будет скрывать. Ко мне как-то пришла женщина с сыном-наркоманом и откровенно сказала, что их прислала целительница, поисповедоваться и причаститься.

Потом я выясняю степень церковности родителей и восприемников. Говорю об обязательности исповеди и причастия для каждого православного. Ведь христианином нас делает не ношение креста, а участие в таинствах Церкви. Семья – это малая Церковь, где все должно быть едино. Если мы желаем спасение детям, то сами должны спасаться вместе с ними, идти по этому пути к Богу. Говорю о крестных.

Что они не почетные свидетели, которые стоят с ленточками на свадьбе. Они духовные наставники, руководители крестников. Нельзя научить человека тому, что сам не знаешь, это абсурд. Следовательно, нужно побольше узнать самим. Восприемники – это те, кто за малолетством детей дают за них обеты Св. Крещения. То есть ручаются головой, что приложат все усилия, чтобы ребенок вырос в вере, не ушел потом из Церкви.

Если мы обещаем что-то, то должны выполнять, а тут даем обеты Самому Богу, перед крестом и Евангелием. А теперь самое главное. Для чего мы принимаем Крещение? Человек двусоставен, он состоит из души и тела. Душа нуждается в гораздо большей заботе, чем тело. О теле мы никогда не забываем, а о душе можем не вспоминать годами. Мы принимаем Крещение, чтобы спасти душу, стать детьми Божиими. Восстановить утерянную связь с Богом. Крещение называют вторым рождением.

Я спрашиваю матерей: «Когда вы родите младенцев, что вы делаете сразу после того, как вам принесут ребенка»? Отвечают: «Прикладываем к груди, кормим». Вот видите, мы питаем его. После Крещения человек также нуждается в духовном питании – таинстве Причастия, молитве. Крещение – это только самое начало пути. Человека мало родить, его надо вырастить, воспитать, выучить. Так же и в духовной жизни.

Крещение не спасает нас автоматически, без наших усилий. Оно делает нас чадами Божиими и чадами Церкви, которую основал Бог. А значит, мы должны пользоваться всеми теми благодатными дарами, которые в Церкви есть: Евхаристия, исповедь, другие таинства, через них нам подается благодать Божия. Если человек крестился и продолжает жить, как жил, он подобен тому безумцу, который купил билет на поезд, а сам ехать не собирается.