Гумеров Павел /Малая Церковь/ Библиотека Golden-Ship.ru

Однако сами бабушки должны понимать, что они не должны вмешиваться в воспитательный процесс без разрешения родителей, не должны делать того, что может вызвать конфликтную ситуацию. Как быть, если отец и мать воспитывают детей в православной вере и благочестии, а их собственные родители противятся этому, жалеют внуков не разрешают им постится, ходить в храм, говорят что-то против веры? Тут вопрос принципиальный.

Ответ на него дан в Евангелии «Кто любит отца или мать более, нежели Меня недостоин Меня (Мф. 10, 37)». У одного батюшки мать была неверующей. И вот, когда к ней приезжали внуки, она иногда говорила им что-то против Бога. И этот священник, узнав об этом, строго сказал ей, что если это будет продолжаться, внуков она больше не увидит. Когда бабушки и дедушки в вопросах веры идут против родителей это необходимо пресекать, не теряя конечно уважения к старшим.

Но бывают и совершенно другие примеры, когда бабушки ведут себя очень мудро. Многие люди, которые находятся сейчас в среднем возрасте первые уроки православной веры преподали именно бабушки. И эти воспоминания детства помогли им найти потом дорогу к храму. Почему бабушки и дедушки мудры и иногда очень хорошо воспитывают внуков? Потому что они нянчат уже второе поколение детей и учитывают те ошибки и промахи, которые допустили в молодости.

Как научить ребенка соблюдать 5 ю заповедь, о любви и почитании родителей? Подавая пример любя и уважая своих отцов и матерей. Я думаю, многим знакома сказка-притча про старика-отца. «Вся семья садилась обедать за один большой стол. У молодых родителей не хватало терпения слышать, как их старенький отец за обедом громко хлюпает и проливает много супа из ложки на скатерть.

Поэтому они посадили его за отдельный стол и поставили перед ним корыто, пожалев хорошую посуду. Через какое-то время отец мальчика увидел, как его маленький сын на улице во дворе делал из песка маленькое корыто. Отец подошел и спросил у сына, зачем ему понадобилось это корыто. И маленький мальчик ответил: «Папа, когда я вырасту, а ты станешь стареньким, как наш дедушка, и у тебя не будет зубов, я тебя тоже буду сажать за отдельный стол, и ты будешь кушать из этого маленького корыта». Тогда отец устыдился до слез.

На следующий день родители мальчика застелили на стол новую скатерть, посадили своего старенького отца на почетное место и поставили перед ним самую лучшую, новую тарелку»21. Часть 5. Подросток Сразу скажу, что у меня пока нет детей-подростков. И я некоторое время думал: «имею ли моральное право писать на эту тему»? Но то, что мне хочется рассказать, это не мысли опытного родителя, а взгляд под другим углом.

В чем-то даже изнутри проблемы, ибо я сам в душе остаюсь молодым и переходный возраст у меня весьма затянулся. Еще в 20 лет я до хрипоты спорил с родителями, отстаивая свою ”независимость”, за что мне сейчас очень стыдно. Хочу также поделиться кое-какими наработками в области работы с подростками, так как приходилось заниматься с молодежью в школьной образовательной системе. Я рос в священнической семье.

Мой брат тоже стал священнослужителем, сестра окончила Свято-Димитриевское училище сестер милосердия. Про некоторые эпизоды детства и юности тоже хотелось бы поведать. Говорят, что детей надо воспитывать, пока они лежат поперек лавки, то есть еще маленькие. Все, что мы хотим вложить, дать ребенку «разумного, доброго, вечного», нужно делать до подросткового возраста. Потом будет все сложнее и сложнее.

Некоторые родители впадают в отчаяние, что дети перестают слушаться, отходят от Церкви. Это не означает, что все, что они делали до этого, бесполезно. Ни одно слово, сказанное с любовью, для пользы ребенка, не проваливается в пустоту, не проходит бесследно. Нельзя ждать всего и сразу. Та молитва, которую мы выучили с сыном или дочерью, та хорошая книга, которую прочли, может вспомниться потом, уберечь от падения.

То, что в отрочестве у меня вызывало протест против родителей, вспоминалось потом, когда я стал взрослым женатым человеком, с благодарностью. А когда появились свои дети, родительские советы очень пригодились. Период подростковый и так называемый переходный возраст – это, наверное, самый сложный период в жизни ребенка. Вспоминаешь, как мы чудили, и становится очень жалко наших родителей.

Общее правило в этот период такое: если отроку было хорошо в родительском доме, радостно, тепло, его любили по-настоящему, то это поможет ему, когда наступит период кризиса, отчуждения, протеста и он обязательно вернется в отеческий дом. И в прямом, и в переносном смысле. В огромном большинстве случаев подростки уходят из дома, принимают наркотики, нюхают клей, потому что в их родном доме не все в порядке.

И часто грязная улица, подвал с наркотой для них – способ убежать из еще более тяжелой атмосферы, которая царит в их семье. Кризис переходного возраста можно назвать «синдромом блудного сына». Я думаю, что каждый культурный человек знает этот евангельский сюжет. Но все же вкратце его напомню. Сын, попросив у отца положенную ему часть имения, ушел из родного дома на «страну далече» и вскоре расточил все деньги, живя блудно.

Погибая от голода, он вспомнил, как хорошо ему было в родительском доме и он вернулся, прося у отца прощения. Отец обрадовался, принял его и восстановил в прежнем достоинстве. Потому что сын всегда сын, даже если он блудный. Это искушение переживают в той или иной степени почти все подростки переходного периода. Человек хочет быть взрослым, самостоятельным, независимым, но не имеет еще ни физических, ни духовных сил.

Вспомним, что послужило возвращению сына: воспоминания о том, как хорошо было в оставленном доме и раскаяние в содеянном. Тепло родного очага, воспоминания детства, любовь родителей будут всегда для нас путеводным маяком, который светит в море протеста и подросткового бунта. Один педагог сказал, что переходный возраст – время родительских слез, молитв и раскаяния за те ошибки, которые они совершили при воспитании.