Гумеров Павел /Малая Церковь/ Библиотека Golden-Ship.ru

Мой брат тоже стал священнослужителем, сестра окончила Свято-Димитриевское училище сестер милосердия. Про некоторые эпизоды детства и юности тоже хотелось бы поведать. Говорят, что детей надо воспитывать, пока они лежат поперек лавки, то есть еще маленькие. Все, что мы хотим вложить, дать ребенку «разумного, доброго, вечного», нужно делать до подросткового возраста. Потом будет все сложнее и сложнее.

Некоторые родители впадают в отчаяние, что дети перестают слушаться, отходят от Церкви. Это не означает, что все, что они делали до этого, бесполезно. Ни одно слово, сказанное с любовью, для пользы ребенка, не проваливается в пустоту, не проходит бесследно. Нельзя ждать всего и сразу. Та молитва, которую мы выучили с сыном или дочерью, та хорошая книга, которую прочли, может вспомниться потом, уберечь от падения.

То, что в отрочестве у меня вызывало протест против родителей, вспоминалось потом, когда я стал взрослым женатым человеком, с благодарностью. А когда появились свои дети, родительские советы очень пригодились. Период подростковый и так называемый переходный возраст – это, наверное, самый сложный период в жизни ребенка. Вспоминаешь, как мы чудили, и становится очень жалко наших родителей.

Общее правило в этот период такое: если отроку было хорошо в родительском доме, радостно, тепло, его любили по-настоящему, то это поможет ему, когда наступит период кризиса, отчуждения, протеста и он обязательно вернется в отеческий дом. И в прямом, и в переносном смысле. В огромном большинстве случаев подростки уходят из дома, принимают наркотики, нюхают клей, потому что в их родном доме не все в порядке.

И часто грязная улица, подвал с наркотой для них – способ убежать из еще более тяжелой атмосферы, которая царит в их семье. Кризис переходного возраста можно назвать «синдромом блудного сына». Я думаю, что каждый культурный человек знает этот евангельский сюжет. Но все же вкратце его напомню. Сын, попросив у отца положенную ему часть имения, ушел из родного дома на «страну далече» и вскоре расточил все деньги, живя блудно.

Погибая от голода, он вспомнил, как хорошо ему было в родительском доме и он вернулся, прося у отца прощения. Отец обрадовался, принял его и восстановил в прежнем достоинстве. Потому что сын всегда сын, даже если он блудный. Это искушение переживают в той или иной степени почти все подростки переходного периода. Человек хочет быть взрослым, самостоятельным, независимым, но не имеет еще ни физических, ни духовных сил.

Вспомним, что послужило возвращению сына: воспоминания о том, как хорошо было в оставленном доме и раскаяние в содеянном. Тепло родного очага, воспоминания детства, любовь родителей будут всегда для нас путеводным маяком, который светит в море протеста и подросткового бунта. Один педагог сказал, что переходный возраст – время родительских слез, молитв и раскаяния за те ошибки, которые они совершили при воспитании.

«Все, что позволит подростку обойти стороной подобные искушения, сохранит за ними выбор добра и сил света (хотя бы в смысле нехуления и отрицания Бога), должно быть заложено в душу заранее, до отрочества. Роль родителей и педагогов в подростковый период, как подчеркивает В. Зеньковский, безмолвна, с молитвой и обетами внутреннего делания, которые дают взрослые за мятежную душу»22.

Родительские наставления следует применять лишь в крайних случаях, когда душе или жизни подростка угрожает реальная опасность. В этот период родители должны постараться установить с ребенком доверительно-дружеские отношения, войти в доверие. Известно, что переходный возраст – время свержения идеалов и авторитетов, особенно родительских. Но часто «предки» сами виноваты в этом, не желая знать и вникать в то, чем живет молодежь и огульно все это отрицая. Кто такой авторитет?

Это знающий, опытный, а потому уважаемый. Мы с вами уже беседовали о том, что необходимо формировать вкус детей в отношении книг, песен, фильмов и вообще искусства. Это все должно быть сделано до отрочества. Я до сих пор слушаю песни и читаю книги, которые рекомендовали мне родители. В отношении современной культуры родители должны не просто объявлять все это бесовщиной, а знать ее и выбрать из этой культуры то, что приемлемо для подростка.

Очень сложно представить тинэйджера, который слушает в наушниках 3-ю симфонию Бетховена. Из авторской, бардовской песни (кстати, она до сих пор популярна среди молодежи) можно выбрать достойные образцы. Даже в рок-музыке все очень разнородно. И там есть верующие люди с очень хорошими песнями. Многие песни Константина Кинчева, Юрия Шевчука, других музыкантов заставляют задуматься о главных вопросах, призывают любить Родину.

У группы «Любэ» очень много душевного, патриотического. Это все можно узнать и донести до подростка. Музыка, песни могут оказывать влияние на формирование характера. «Нам песня строить и жить помогает». Одно дело, когда сын слушает: «Муси-муси, пуси-пуси, миленький мой», а совсем другое, когда мужественные, мужские песни. Сейчас, к сожалению, вообще время господства так называемой попсы, когда теле- и радиоэфир заполнены безвкусными проектами типа «Фабрики Звезд».

И попса отличается от настоящей песни, также как жевательная резинка отличается от настоящей пищи. Жуешь, жуешь, а насыщение не наступает. Есть такая шутка: «если пьянку нельзя предотвратить, ее нужно возглавить». Здесь речь не о распитии напитков, а о корректном направлении стремлений и увлечений отрока. Отрицая то, что близко молодому человеку, мы вряд ли приобретем авторитет, скорее наоборот.

Христианство не всегда полностью уничтожало языческие праздники, а иногда пополняло их новым смыслом, давало другое значение. Подростков сложно заставить читать «Добротолюбие», святых отцов. Но можно давать им хорошие классические книги, в которых говорится о христианстве. Например, «Камо грядеши» Сенкевича, сочинения Лескова, Шмелева, «Князь Серебряный» Толстого, «Юрий Милославский» Загоскина да много еще всего.