Гумеров Павел /Малая Церковь/ Библиотека Golden-Ship.ru

Тут уже полагаемся не только на свои немощные силы. Молиться за чад можно и в течение дня, можно на службе. Иногда берут какое-нибудь молитвенное правило за детей, например, канон Богородице. Подростковое церковное воспитание. Как удержать подросшее чадо в Церкви, как сохранить его веру – задача очень серьезная и непростая. Тут опять-таки не должно быть перегиба.

Тинейджер уже не имеет детского восприятия веры, он выходит из послушания родителям, но и к взрослым духовным переживаниям еще не пришел. Поэтому не отбить у него охоту молиться и ходить в храм – наипервейшая задача. Подросткам нужно бывает какое-то участие в церковной жизни. И хотя я и говорил, что появление детей в алтаре нежелательно, для отрока переходного возраста это может сыграть положительную роль.

Пение на клиросе, чтение тоже в этом возрасте может удержать детей в церкви. И, конечно же, общение с себе подобными церковными детьми. Я рос в советское время и для меня особенно важно было, что не я один верующий. Есть ребята, с которыми я вместе хожу в храм, делаю какие-то дела. Речь о совместных церковных детских мероприятиях у нас уже была.

Помню, мы с моим другом ездили в загородный храм. Дорога занимала более двух часов, было тяжело, но вместе все было легче и интереснее. «С кем поведешься, от того и наберешься» - говорят в народе. С большой радостью мы участвовали в освобождении храма от мусора, в восстановлении. Здесь же и общались со взрослыми прихожанами, многому от них учились. Подростку нужно дело, поддержка друзей.

В любом храме к молодежи отнесутся хорошо и дадут посильное дело. Можно научиться звонить, даже просто убирать территорию от снега, а если юноша что-то умеет делать руками, то ему вообще цены нет. Очень важно бывает выбрать правильный приход, где много молодежи. Духовник тоже играет огромную роль. Ему иногда рассказывают то, что никогда не расскажут родителям, и он может очень сильно повлиять на духовную жизнь отрока. К сожалению, подростки (даже из церковных семей)

часто плохо понимают смысл церковной службы. И поэтому в храме они скучают, переминаются с ноги на ногу. Родителям необходимо дома объяснять детям порядок и символическое значение богослужения, очень неплохо хотя бы немного изучить церковнославянский язык. В мое время молодые люди нередко приходили в храм с брошюрой «Всенощное бдение и Литургия» и следили за ходом службы.

Правда, эта книжечка нужна только на первых порах, потом подросток уже сам хорошо начнет понимать богослужение. Молитва не должна превращаться в формальность. Самое главное – не большое правило, а постоянное. Родители должны показать подростку, что существует живая связь с Живым Богом и что Сам Бог ждет от нас этого общения. В нашей семье старший сын уже хорошо знает, всякое дело нужно начинать с молитвы. Перед путешествием служится молебен.

Если начинается переезд или стройка – тоже молебен. И Господь приходит на помощь. «Просите и дастся вам». (Мф. 7, 7-8). Бог ближе, чем мы иногда думаем. Про духовное чтение речь тоже была выше. Основы веры можно почерпнуть иногда из хорошей классической литературы. В наше время издается очень много интересных хороших книг. Мне нравятся рассказы Никифорова-Волгина, о.Сергия Николаева, о.

Николая Агафонова, книга «Отец Арсений», книги д. Андрея Кураева. Все это интересно молодежи. Но хорошо, когда чтение не ограничивается только «легкой литературой», но дети читают и серьезные духовные книги. Воспитание воли. В молодежной среде (да и не только) сейчас популярен лозунг: «Не верь, не бойся, не проси». Молодежи кажется, что этим выражается их независимость, сила.

На самом деле этот принцип сеет разделение. Подростки часто не по-доброму относятся друг к другу. Происходит это из-за того, что им кажется, что жалость, сострадание, снисхождение к слабым и великодушие есть проявление слабости, трусости. Нужно им дать понять, что по-настоящему сильный человек, настоящий мужчина может быть всяким: и сильным (когда надо защитить близких), и мягким (к слабым). Это ничуть не роняет его достоинства. У известного рок-певца К.

Кинчева есть песня «Бойся, проси и верь». То есть полная противоположность, антитеза пресловутому лозунгу. Смысл этой песни в том, что «если ты сеешь на доброй земле», если ты живешь по совести и с Богом, строишь жизнь на твердом основании, ты можешь бояться, просить и верить. Как раз бояться попросить помощи есть проявление слабости, ибо тому, кто действительно силен, не обязательно это постоянно доказывать.

Он может и попросить, и сам протянуть руку помощи. Конечно, это непросто – воспитывать в себе силу, силу воли. Однажды прочел про православную гимназию, где проводятся уроки «Воспитание воли». Это очень хороший почин. Молодому человеку важно знать, что свобода – это не вседозволенность. У молодежи очень развит стадный инстинкт, «все побежали, и я побежал».

И уметь противостоять влиянию большинства, не совершать грех, потому что все это делают, жить своей головой – это и есть проявление силы воли. Как-то, проводя в одном ПТУ уроки православной культуры, я говорил о «золотом правиле»: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7, 12). Этот принцип не нужно понимать примитивно. Ты – мне, я – тебе.

Я дал Васе поиграть в электронную игру, а он мне даст списать контрольную. Это правило гораздо глубже. То добро, которое мы совершаем, не исчезает, а очень часто возвращается к нам через совсем других людей. ПТУ было автослесарное, и я сказал ребятам: «У вас у всех будут машины, вы будете их водить. Не берите деньги, оказывая кому-то помощь на дороге».