Гумеров Павел /Малая Церковь/ Библиотека Golden-Ship.ru

Во всех языках и культурах матерная лексика обозначает одно и тоже. Это относительно небольшая («грязная дюжина», как говорят англичане) и замкнутая группа слов. В эту группу входят наименования частей человеческого тела, прежде всего гениталий, физиологических отправлений, полового акта и производимые от них слова. Епископ Варнава Беляев пишет, что срамословие — «наследие чисто языческое.

Оно всецело коренится в фаллических культах Древнего Востока, начиная с глубин сатанинских (Откр. 2, 24) и тёмных бездн разврата в честь Ваола, Астарты и прочих, и, кончая классическими наследниками Хама». Культы древнего Вавилона, земли Ханаанской, в которых практиковалось принесение в жертву младенцев, служение разврату, блуду, ритуальная проституция, и дали соответствующую терминологию ритуальных заклинаний, которые легли в основу матерной брани. Произнося нецензурные слова, человек (пусть даже невольно)

призывает бесовские силы и участвует в изуверском культе. Известно, что народы, населявшие Ханаан, были завоёваны евреями и беспощадно истреблены по повелению Божию. И это вовсе не необъяснимая жестокость, а праведный гнев Божий и наказание за чудовищное растление и поклонение греху. Одним из распространённых мифов является утверждение о том, что матерщину на Русь занесли татары-монголы.

Смешно полагать, будто жили раньше чистые, высокоморальные кривичи и родимичи, не знавшие сквернословия, а потом пришли испорченные монголы и научили их нецензурной лексике. Нет, корни сквернословия — языческие заклинания, и на Руси они были ещё до монголов. У восточных славян, как и других народов, в языческие времена существовал культ плодородия, вера в мистический брак земли и неба.

На русских языческих свадьбах пели так называемые корильные песни, в которых содержались ритуальные оскорбления жениха (чтобы не пришлось избраннице корить его в семейной жизни). С помощью матерной брани язычник-славянин отпугивал также нечистую силу, думая, что бесы боятся матюгов. Уже после Крещения Руси за сквернословие строго наказывали. В указе Алексея Михайловича 1648 г.

подчёркивается недопустимость сквернословия в свадебных обрядах: чтобы «на браках песней бесовских не пели, и никаких срамных слов не говорили». Здесь же упоминается и о святочном сквернословии: «а в навечери Рождества Христова и Васильева дня и Богоявления ... чтобы песней бесовских не пели, матерны и всякою непотребною лаею не бранилися». Считалось, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец. Мать Земля.

Существовало представление, что матерная брань наказывается стихийными бедствиями, несчастьями и болезнями. Ещё при царях Михаиле Фёдоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие наказывали розгами на улицах. Нелишне будет вспомнить, что за нецензурную брань в общественном месте даже в уголовном кодексе СССР полагалось 15 суток ареста. Мы несём ответственность за каждое праздное слово, особенно за скверное.

Ничто не проходит бесследно, и, оскорбляя мать другого человека, посылая проклятия ему самому, мы тем самым навлекаем беду на себя. Вспомним слова свт. Иоанна Златоуста: «Который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает». За срамословие Бог попускает на человека различные беды, напасти и болезни. В медицине есть род психического заболевания (правда плохо изученный)

, когда человек, может быть даже далёкий от грязной брани, страдает не объяснимыми припадками. Больной вдруг начинает помимо своей воли изрыгать потоки нецензурной, вычурной брани, часто очень изощрённой. Иногда хулит святых и Бога. Для верующего человека всё очевидно. В духовной практике это называется одержимостью или беснованием. Бес, находящийся в одержимом, заставляет его произносить страшные ругательства и хулу.

Из практики известно, что такого рода беснование может случиться, по попущению Божию, даже с детьми. Архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Кронид рассказывал про случай, который приключился с его земляком, крестьянином деревни Кетилово Волоколамского уезда (см. главу о воспитании детей, стр.4). Очень часто люди, находящиеся в духовном помрачении, слышат голоса, которые произносят поток матерной брани и богохульства.

Несложно догадаться, кому принадлежат эти голоса. Матерную брань издревле называют языком бесов. Хочу привести пример, как действует так называемое «чёрное слово», то есть выражения с упоминанием чёрта. Один человек очень любил употреблять это слово к месту и ни к месту. И вот, приходит он как то домой (а в его комнате стоял посередине стол).

И видит, что под столом сидит тот, кого он так часто поминал. Человек в ужасе спрашивает его: «Зачем ты пришел?» Тот отвечает: «Ведь ты меня сам постоянно зовешь». И исчез. Это не какая-нибудь страшилка, а совершенно реальная история. Как священник могу привести немало подобных случаев, даже из своей небольшой практики. Дьявол, к сожалению не персонаж фильмов ужасов, а реальная сила, которая существует в мире.

И человек, употребляющие матерные, скверные, чёрные слова сам открывает двери своей души этой силе. Привыкший сквернословить, находится уже в зависимости от своей вредной привычки. Как говорит апостол «Творят грех, раб есть греха». Кто думает, что он нисколько независим от своей привычки сквернословить, пусть попробует хотя бы два дня не употреблять мат и поймёт: кто в доме хозяин.

Бросить ругаться не легче, чем бросить курить. Недавно в известном ростовском салоне красоты случилось ЧП: уволились сразу три женщины-парикмахера. Причина заключалась в том, что директор запретил им материться на рабочем месте. Вынести этот чудовищный запрет, молодые женщины были не в силах. Помимо духовного вреда, матерщина очень сильно культурно обедняет человека.