Шипов Ярослав /Моя церковь/ Библиотека Golden-Ship.ru

Окончательно оформился как церковная организация после разделения Церквей на Западную и Восточную в 1054 году. Католическая Церковь строго централизована, имеет единый всемирный центр (Ватикан), единого главу папу Римского. Кафизма (греч. – сидение) – чтение из Псалтири, во время которого присутствующие на богослужении могут сидеть. Келья (греч. – комната) – жилая комната монаха в монастыре. Иногда – маленький отдельный домик.

Киево-Печерская Лавра – древнейший из русских монастырей, основан при Ярославе Мудром в 1051 году. В искусственно созданных пещерах, которым монастырь обязан своим названием, были устроены монашеские кельи и подземные храмы. Здесь же производились захоронения умерших насельников монастыря. Позднее были возведены и надземные сооружения. В пещерах монастыря покоятся мощи святых преподобных Антония и Феодосия – отцов-основателей монастыря, святого Илии Муромца, святого Нестора Летописца и многих других русских святых. Киот – украшенная рама для иконы. Киприан (ум. 304) – священномученик (память 2/15 октября), епископ Никомидийский.

В молодости был могущественным волшебником , чародеем и очень богатым человеком. Обретя великую силу призывания нечистых духов, видел самого диавола, беседовал с ним и получил в услужение множество бесов. С их помощью удивлял людей способностью управлять стихиями, насылать мор и болезни, вызывать мертвецов. Сгубил немало человеческих душ, обучая людей магии, чародейству, астрологии и другим бесовским ремеслам.

Выполняя просьбу некоего Аглаида, попросившего склонить к замужеству с ним христианку Иустину, собравшуюся в монастырь, Киприан прибег к помощи бесов, но так ничего и не добился – бесы были побеждены молитвой Иустины. Потрясенный Киприан сжег все свои книги, с глубоким покаянием пришел в церковь и не выходил из нее, пока не принял крещения. Подвигом всей своей последующей праведной жизни Киприан утверждал великую силу горячей веры во Христа, искупившей все его более чем тридцатилетнее служение сатане: через семь дней после крещения он был поставлен во чтеца, на двадцатый день – в иподиакона, на тридцатый – рукоположен во диакона, а через год – во священника.

В скором времени он был возведен и в сан епископа. Иустина удалилась в монастырь и была избрана игуменьей. Во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане епископ Киприан и Иустина были схвачены и после лютых мучений убиты. Воин Феоктист, видя невинные страдания святых, объявил себя христианином и был казнен вместе с ними. Зная о чудесном обращении ко Христу священномученика Киприана, бывшего служителем сатаны и верой разорвавшего его узы, христиане часто прибегают к молитвенной помощи святого в борьбе с нечистыми духами, колдовством и чародейством.

Память святых Иустины и Феоктиста отмечается в тот же пень. Киреевские – братья, видные представители славянофильства – такого направления русской общественной мысли, которое считало православие главным условием развития самых разнообразных сторон государственной, общественной и духовной жизни русского народа. Иван Васильевич (1806-1851) – философ, литературный критик, публицист.

Живя в родовом поместье Долбино, находившемся неподалеку от Оптиной пустыни , поддерживал тесную связь с иноками этой обители и помогал им в издании святоотеческих творений. Его духовным отцом был святой оптинский старец Макарий. Петр Васильевич (1808-1856) – собиратель русского фольклора; в его коллекции было около 10 тысяч народных песен. Кирилл Белозерский (1337-1427) – святой преподобный (память 9/22 июня)

, игумен основанного им знаменитого Кирилло-Белозерского монастыря . Кирилло-Белозерский монастырь – мужской монастырь на берегу Сиверского озера за Вологдой, основанный в 1397 году святым Кириллом Белозерским . Монастырь этот быстро сделался центром просвещения, ревнителем православия и образцом общежития. Монастырская крепость выдержала в 1612-1613 годах осаду польско-литовских интервентов. Кирилл (827-869) и Мефодий (до 820-885) – святые равноапостольные (память 14/ 27 февраля и 11/24 мая).

Братья, славянские первоучители и апостолы веры. Кирилл создал славянскую азбуку (кириллицу) и вместе с братом перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Клевета – злословие, распространенный грех против девятой заповеди Божией . Клир (греч. – жребий) – совокупность людей, совершающих богослужение в храме: священник, диакон, чтец, пономарь, звонарь, певчие.

Клирик – человек, принадлежащий к клиру храма. Клирос – место в храме, предназначенное для хора. Обычно клироса располагаются на обоих концах солеи . Ключевский Василий Осипович (1841-1911) – знаменитый историк, академик, преподаватель Московского университета и Московской духовной академии, автор фундаментальных трудов по русской истории.

Кокошники – декоративные закомары , иногда с заостренным верхом, располагающиеся на стенах, сводах, а также вокруг барабанов церковных зданий. Кондак – краткая священная песнь, содержащая похвалу Иисусу Христу, Богородице, святому или празднуемому событию. Предшествует икосу . Основным творцом кондаков в истории Церкви был святой Роман Сладкопевец. Константин Константинович (1858-1915)

– Великий князь, внук Николая I, генерал, президент Петербургской академии наук. Поэт (писал под псевдонимом К.Р.), автор нескольких сборников стихов и стихотворной трагедии "Царь Иудейский". Коленопреклонение – одно из действий, сопровождающих усердную молитву. Колокольня – часть церковного здания или особая постройка вблизи него, где развешиваются колокола, иногда в несколько ярусов (см. Звон колокольный ). Константин Великий (после 285-337) – святой равноапостольный (память 21 мая/3 июня)

, римский император, сын святой царицы Елены. Человек глубокой веры, искусный полководец и политик, утвердивший христианство в качестве официальной религии. Организатор и активный участник Первого Вселенского собора, разгромившего арианство . Копие – короткий нож с лезвием треугольной формы, с помощью которого совершаются над просфорами действия проскомидии.

Символизирует собою то копье, которым один из воинов пронзил грудь Спасителя, умершего на кресте. Корнилий Псково-Печерский (1501-1570) – священномученик (память 20 февраля/5 марта), игумен Псково-Печерского монастыря. Убит Иоанном Грозным, который поверил клевете на Корнилия. Отрубив невинному голову, Иоанн подхватил его тело и понес в монастырь.