Шипов Ярослав /Моя церковь/ Библиотека Golden-Ship.ru
Кроме этих книг, называющихся "простыми", существуют еще и богослужебные нотные книги. Богослужение – внешнее выражение религиозной веры в молитвах и обрядах. Ежесуточный круг православных богослужений включает в себя девять служб: вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, 1-й, 3-й, 6й, 9-й часы и литургию (обедню). Кроме основных, регулярных богослужений, существует целый ряд служб, совершающихся по просьбам верующих (молебны , панихиды и другие), а также богослужения таинств .
Богохульство – оскорбление Бога и святынь, один из самых тяжких грехов. Христос предупреждал, что "хула на Духа (Святого) не простится человекам" (Евангелие от Матфея 12, 31). Богочеловек – Иисус Христос, Сын Божий и сын человеческий. Богоявление – см. Крещение . Божественный – свойственный Богу, священный, боговдохновенный.
Борис и Глеб – святые благоверные князья, страстотерпцы (память 2/15 мая и 24 июля/6 августа), мученики за Евангелие Христово. Родные братья, младшие сыновья князя Владимира, убитые после смерти отца старшим братом Святополком "окаянным", желавшем захватить все отцовские земли. Бортнянский Дмитрий Степанович (1751-1852) – композитор, автор около 200 сочинений: опер, сонат, хоровых концертов, ряда произведений духовной музыки.
Обучался в Италии, что наложило столь сильный отпечаток на все творчество композитора, что его прозвали "русским итальянцем". Брак – одно из семи церковных таинств , в котором при свободном (перед священником и Церковью) обещании женихом и невестою взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз, по образу духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия и для благословенного рождения и воспитания детей.
Совершается так: после обручения, во время которого священник передает жениху и невесте зажженные свечи и надевает кольца, которыми они затем троекратно обмениваются, жених и невеста подходят к алтарю и становятся на белый плат перед аналоем . На аналое – крест и Евангелие. Священник, спросив, твердое ли у них намерение вступить в брак и не обещались ли они кому-нибудь другому, читает молитвы и возлагает на головы жениха и невесты венцы.
Затем венчающиеся пьют из чаши вино, и под песнопения священник трижды обводит их вокруг аналоя. После чего венцы снимаются, и читаются завершающие молитвы. По традиции муж благословляется иконой Спасителя, жена иконой Богородицы. Венчание не совершается во время постов, на пасхальной неделе, во время святок , а также во вторник, четверг и субботу в течение всего года.
Брань невидимая – невидимая война, которую ведет душа человеческая против диавола, искушающего ее греховными и преступными помыслами. Братия – монахи, населяющие монастырь. Бремя – тяжесть, груз, ноша. Буддизм – религиозно-философское учение, зародившееся в Индии в V -VI веках до Рождества Христова. Основателем является царевич Гаутама, прозванный Буддой.
Буддизм отрицает бытие Бога, ставит человека в центр мира. Разделен на множество сект. Булгаков Сергей Николаевич (1871-1944) – русский экономист, религиозный философ и богослов, с 1918 года – священник. От марксизма перешел к православному богословию. Спасение Отечества видел только в религиозном возрождении. После революции был выслан из России и до конца дней своих преподавал в парижском Православном богословском институте.
Автор многих книг по философии, богословию, истории религии. В его философских воззрениях, однако, усматриваются некоторые личные мнения, не разделяемые Церковью. В Валаамский монастырь, Спасо-Преображенский – находится на острове Валаам, в северо-западной части Ладожского озера. Монашеское поселение существовало с XII века. Основателями монастыря являются преподобные Герман и Сергий .
Находясь на границе новгородских и шведских владений, часто подвергался нападению иноземцев, разорявших его и сжигавших дотла, но всякий раз восстанавливался, чтобы стать еще величественнее и краше. Варлаам Хутынский (ум. ок. 1192) – святой преподобный (память 6/19 ноября и в 1-ю пятницу Петрова поста), игумен основанного им Хутынского монастыря.
Новгородский чудотворец, совершил немало чудес. По молитве святого воскрес умерший мальчик; выпал снег во время засухи в середине лета и был богатый урожай; по его благословению всегда удачно ловилась рыба. И по своем преставлении являлся заступником не только призывавших его, но и всей земли Русской. Василий Блаженный (1469-1557) – святой (память 2/15 августа). Московский юродивый.
Родился в московском пригородном селе Елохове. Был отдан в обучение сапожному мастерству. Трудолюбивый и богобоязненный юноша был удостоен дара прозрения, который обнаружился случайно. К хозяину пришел человек заказывать сапоги и просил сделать такие, которые не износились бы за несколько лет. Василий при этом улыбнулся. На вопрос хозяина о причине улыбки, отвечал, что человеку этому сапоги вовсе не понадобятся: завтра он умрет. Так и случилось.
Шестнадцати лет святой оставил ремесло и начал подвиг юродства: не имея крова, подвергая себя великим лишениям, отягчая тело веригами . Житие описывает, как он словом и примером учил народ нравственной жизни. Однажды святой разбросал на базаре калачи у одного калачника, и тот сознался, что в муку подмешивал известь. В другой раз воры решили обманом выманить у святого шубу, подаренную неким боярином: один из них притворился мертвым, а другие попросили у Василия шубу – накрыть обманщика.
Но как только его накрыли шубой, он действительно умер. Святой, находясь в Москве, видел, как горит Новгород, в другой раз предсказал московский пожар. Множество чудес совершил он при своей жизни, а после смерти чудеса стали совершаться на его могиле. Царь Иоанн Грозный, которого смело обличал Василий, почитал и боялся его, "яко провидца сердец и мыслей человеческих".