Святитель Феофан Затворник     Письма    Часть 8     Содержание   1219. Благоуспешность в делах подается всегдашнею памятью о Боге. Наставление о сохранении чистой совести . 1 1220. Должно с утра установиться во внимании к Богу. Как читать книги с пользою .. 1 1221.

- Скажете, что оно вдруг обнимает и охватывает весь ум. Это ничего. И в желаниях тоже бывает, что они вдруг обнимают все сердце. Но это не значит, что они уж и одолели, а означает только бесстыдность нападающего. Если кто бросится на вас невзначай, и охватит руками, вы не отдаетесь в его власть, а отталкиваете: так и здесь. Пусть охватило сомнение весь ум, напрягитесь оттолкнуть его, чтоб оно стало вне, и можно было вести с ним дело, как с другим чуждым лицом.

Если станете так действовать, многие сомнения тотчас будут исчезать, как только вы отторгнете их от ума и потребуете к суду. Если будут упорно оставаться, начинайте гнать их. В отношении к пожеланиям, - по сознании вражеского в них к нам подступа, у всех святых, - полагается вторым приемом: вместо своеличной с ними борьбы, обращаться к Господу Спасителю, и они исчезают.

Думаю, что тоже надо делать и в отношении к сомнениям. Обращайтесь умно к Господу и молите Его прогнать искушение и с искушающим. - И это будет. Третий прием - восстановить доброе в себе в обычной его силе. - У вас и ум и сердце целы. Не клевещите на них. Что бывает, бывает от врага. Стало вам есть за что взяться в себе самих. И беритесь за то.

Какие добрые мысли и чувства испытываете, те и спешите восставить. Мне думается, что вся беда у вас от того, что вы порождающиеся сомнения принимаете как друзей и впускаете их внутрь, и лелеете их, становясь на их сторону. Это значит, и рук не поднимая отдаваться врагу в полную власть. А вы наперед держите убеждение, что сомнения ничего истинного не представляют, и когда родятся, гоните их, всячески напрягаясь пребыть на стороне добра и истины, какие испытывали.

Когда восставите свое доброе состояние, тогда можете анализировать сомнение. Тут оно будет уже очень слабо, - и победа всегда будет оставаться за вами. Распространяюсь нарочно об этом, потому что в этом полагаю главное ваше немоществование. Вы, кажется, стали думать, что у вас уж и совсем не осталось веры: ибо пишете о ней, как о деле прошедшем. Пустое.

Это враг вам навевает, чтоб руки ваши опустились, и вы не восставали на него. У вас все цело: и вера, и убеждение, и добрая совесть. И Господь близ вас есть, и спасение вам готовит. Вам только надо воодушевиться и стать пред лицом врага в положение не покорного слуги, а смелого противоборца. - И все тут. - Вы слыхали конечно, что у всякого есть как Ангел Хранитель, так и враг искуситель. Есть воистину.

- Враг непрестанно подсовывает то мысли, то желания по роду своему. Не стань внимать себе и блюстись, пропадешь. Он затуманит и закружит голову. У всякого особый враг: у иного похотный, у иного корыстный, у иного гордостный - с разными оттенками. У вас - дух хулы и сомнений. Есть враг около не за тем, чтоб ему покорствовать, а чтобы с ним бороться, и борьбою вырабатывать в себе противоположное добро: вместо похотности - целомудрие, вместо гордости - смирение.

У вас, вместо сомнений, веру искреннюю, твердую и разумную. В этом задача вашей жизни. Извольте ее выполнить. Сомнения! - Да кто их не испытывает? - И я испытывал их. Но станешь разбирать его и оно разлетится. Сомнение тоже, что возражение. Возражение - вдруг - может смутить; но присмотревшись и обдумавши его опровергают. Тоже и с сомнениями.

Станешь обдумывать, - и дойдешь до решения: нет, это пустое; ничего твердого нет, все только кажущееся, призрачное, как и все вражеское. Но есть способ, как дойти до того, чтоб сомнения совсем не рождались. Мне рассказывал один, как его кто-то научил, как до сего достигнуть. Вообрази, говорит, истину, и молись о ней, или ее во время молитвы вращай в уме, и молитвы составляй из нее же.

Придет момент, когда истина сия войдет в сердце и обымет все существо души; питая ее и обвеселяя. Этот есть сроднение души с истиною; и после сего сомнения уже не могут колебать ее. Они могут в памяти проходить, но бывают далеки от души, как говор или шепот за стеною. - Так творить меня научил некто. Я стал так делать, и по милости Божией, хоть и грешен есмь, но ум мой плавает в области истины спокойно и утешается ею.

Вам что мешает так поступать, - особенно в виду так сильно искушающего вас врага? Пишу все об этом: ибо не вижу у вас определенных сомнений, - и думаю, что когда пишете, их нет у вас. Приходят и отходят. - И бросьте из головы, будто сомневаетесь так, как сомневаются неверы закоренелые. Враг внушил вам, что у вас это есть, вы и поверили.

Перестаньте верить врагу, и покой начнет водворяться. Я предложил вам вопросы, - что душа, - от чего все знают и ищут Бога, и томятся от сомнения и неверия, - чтоб обдумавши все как следует вы пришли к такому заключению: душа, - существо духовное, - не есть проявление другой какой силы, как радуга, а есть самостоятельная, особная личность, свободноразумная, нормальное состояние которой есть жизнь в общении с Богом, почтившим ее в сотворении образом Своим.

- Потому это желательно, что в этом положении основа веры и жизни. - И потрудитесь прежде всего эту истину укоренить и укрепить в себе. Относительно души вы не высказываете сомнений. Она у вас есть и обнаруживает высшие стремления, ничем земным не удовлетворяемые. Вот и добре! - Станьте на этом и развивайте далее свою мысль. Если не удовлетворяется душа земным; то следует удовлетворять ее неземным.

- И осмотритесь, не было ли прежде, нет ли и теперь лиц, которые находят высшие свои стремления удовлетворяемыми. - Если увидите таких, разберите, чем удовлетворяется их ничем ненасытная душа. - Наперед вам сказываю, что вы найдете и удостоверитесь, что они удовлетворенною имеют душу свою потому, что веруют в Бога, ищут Его и имеют свидетельство, что Бог благоволительно принял их искание и общится с ними. В самом деле, все люди ищут Бога.