Orthodox Book in Golden-ship.ru

Боялся и пророк Даниил, когда Бог показался ему во тьмах тем и тысячах тысяч воинств небесных. О сем сам пророк Даниил говорит так: «Тысящы тысящ слу-жаху Ему, и тмы тем предстояху Ему» (Дан. 6: 10). Будут бояться в последний день и грешные люди, когда Христос, Спаситель наш, придет судить живых и мертвых, ибо в тот час Он пошлет их во ад вечно му­читься; там за разные согрешения им будут и разные муки.

Будут они там терпеть и огнь неугасающий, ибо Христос, Спаситель наш, сказал: «Огнь их не угасает» (Мк. 9: 44). В этом огне будут гореть нечистые люди, блудники, прелюбодеи и гневливые за то, что они рас­палялись то гневом, то похотью. Будет же там и зима лютая, и грешники, терпя стужу, будут скрежетать зу­бами своими. О сем сказал Христос, Спаситель наш, так: «Тамо будет плач и скрежет зубом» (Лк. 13: 28).

Сию лютую зиму будут терпеть те люди, которые неми­лостивы к убогим, не принимают в свои дома странни­ков, лежащих без крова в гноищии и терпящих снег и лютый мороз; таковые и сами будут иметь товарищест­во с диаволом и ангелами его, ибо им Христос Бог ска­зал: «Идите от Мене проклятии во огнь вечный, угото­ванный диаволу и ангелом его» (Мф. 25: 41).

Сие това­рищество с диаволом будут иметь и горделивые люди, которые ныне презирают убогих, гнушаются ими и ми­нуют их очами своими. Будет же там непрестанное дви­жение червей, которые будут не переставая терзать и есть грешных людей, и никогда они не умрут, ибо ска­зано: «Червь их не умирает» (Мк. 9: 44). Сии черви бу­дут терзать и есть тех людей, которые здесь отнимают что-либо лихоимством у других.

Будет там еще от сер­ного огня и смрад нестерпимый, ибо написано: «Огнь и жупел, и дух бурен — часть чаши их» (Пс. 10: 6). Сей смрад будут терпеть те люди, которые заботятся соде-лать себе удовольствие всякими благовонными, мастич­ными духами и с усиленным прилежанием ищут для се­бя всякие благоуханные зелья. Будет же там тоска великая и такая ужасная, что если бы возможно было умереть, то рады были бы приять смерть в качестве сладости, но никогда не ум­рут там, ибо написано: «Взыщут человецы смерти и не обрящут ея; и вожделеют умрети, и бежит от них смерть» (Апок. 9: 6).

Будут терпеть такую тоску те люди, которые ныне непрестанно пребывают в весе­лии, пьянстве и в великой роскоши, с музыкой и тан­цами, а о Боге не помышляют никогда. Кроме этого, там будет и тьма кромешная, ибо написано: «Связавше ему руце и нозе, вверзите его во тму кромешнюю» (Мф. 22: 13). Вверженные в эту тьму будут сидеть в ней вечно; видеть лица Божия они никогда не будут.

Сию тьму наследуют те, которые не допускают к себе убогих. Будет там голод, ибо Сам Христос сказал: «Го­ре вам, насыщеннии ныне, яко взалчете» (Лк. 6: 25), и голод этот будут терпеть те люди, которые в сем ве­ке не питают бедных и убогих. Будет там еще и жаж­да, ибо Сам Христос сказал: «яко возжаждете». Жажду эту будут терпеть те люди, которые здесь не напояют жаждущих странников и убогих.

Будет там и теснота великая, ибо ад будет полон грешных людей: одни вверху, другие в средине, а иные на самом дне ада. Как кто насыпает мешок полный пенязей и завязывает или как бочку кто-либо накладывает полную рыбы и закупоривает ее, так и Бог наполнит весь ад греш­ными людьми и запрет его, чтобы грешники не могли выйти оттуда. На страшном суде, когда Христос Бог наш скажет грешникам: «Идите от Мене проклятии во огнь вечный», в тот час расступится под грешниками земля, как расступилась некогда под Кореем, Дафаном и Авироном, и тогда все грешники упадут в ад.

После этого зем­ля снова сомкнётся на прежнем месте, а грешники оста­нутся под землею во аде как бы запертыми в сосуде тес­ном и железном и не выйдут оттуда во веки, как говорит и Сам Господь: «Идут сии в муку вечную» (Мф. 25: 46). В сию адскую тесноту будут ввержены те, которые здесь отнимают у других что-либо насилием, например, вотчины, палаты или дома, и притесняют бедных и си­рот; и кто каким образом согрешил, таким и постраждет.

Точно так сказал и Соломон: «Имиже согрешиша, сими и мучатся» (Прем. 11: 17). Теперь, православные слушатели, я объясню вам, почему дщери Сионской не повелено бояться, когда к ней приходит Христос, Царь славы. Первая причина, по которой сказано: «Не бойся, дщи Сионя: се Царь твой грядет», заключается в том, что Владыка и Господь Бог, Царь всех, идет к нам не со страшным потопом и не с великими водами и многими дождями, но идет к нам с милосердными слезами, ибо троекратно Он излил за грех слезы из очей Своих.

В первый раз Христос плакал над умершим Лазарем; в другой раз Он плакал над Иерусалимом за то, что имел пострадать в нем, и, наконец, Он плакал еще в тот час, когда был пригвожден ко кресту. Вторая причина, по которой было сказано: «Не бойся, дщи Сионя: се Царь твой грядет», заключается в том, что Христос, Царь и Бог наш, идет к нам не с ог­нем, дымом, страшным громом и трубным гласом, как на горе Синайской, но пришел к нам детским воспева­нием: «Осанна Сыну Давидову: благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних!

» Третья причина, по которой было сказало: «Не бой­ся, дщи Сионя: се Царь твой грядет», заключается в том, что Христос, Царь и Бог наш, идет к нам ныне не в вихре и не с ветром великим, как при Илии, но с цве­тущими и благоухающими финиковыми ветвями. Четвертая причина, по которой сказано: «Не бой­ся, дщи Сионя: се Царь твой грядет», заключается в том, что ныне Он идет не с тысячью тысяч и тмами тем, не с двенадцатью легионами ангелов небесных, но идет только с двенадцатью Своими учениками, кротки­ми и смиренными.

Пятая причина, по которой сказано: «Не бойся, дши Сионя: се Царь твой грядет», — в том, что Царь наш и Бог грядет к нам не в колеснице, везомой четвероличными херувимами, как это видел Иезекииль, но идет к нам на смирной ослице. Шестая и последняя причина, по которой сказано: «Не бойся, дщи Сионя: се Царь твой грядет», заключа­ется в том, что Царь, Господь и Бог наш идет к нам не для того, чтобы судить живых и мертвых, но для того, чтобы Его судили люди; идет не для того, чтобы греш­ных людей ввергнуть в ад на вечные муки и казнить их вечной смертью, но для того, чтобы Самому подъять муку и за грехи наши принять на кресте позорную смерть.

Христос не пришел в Иерусалим со славою для того, чтобы иудеи не приняли Его за Царя, ибо после они сами сказали: «На имамы царя, токмо Кесаря» (Ин. 19: 15). Мы же, братие, постараемся принять к себе Хрис­та, Царя и Бога нашего. Ведь Он уже стучит в двери сердца нашего и будит нас покаяться в своих грехах. «Покайся, — сказано, — приближися бо царство не­бесное» (Мф. 4: 17).