Orthodox Book in Golden-ship.ru

Какая польза хри­стианину только веровать во Христа, а дел христианских не иметь? Какая польза только молиться Христу, а за­поведи Его преступать? Какое добро в том, чтобы кла­няться Христу Богу и в то же время опечаливать Его беззаконными делами подобно тем, которые во время Его вольного страдания, сгибая колени, поклонялись Ему и в то же время, взявши трость, били Его по гла­ве?

Кланяешься, человек, Христу, но в то же время ты бьешь Христа, озлобляя и мучая ближнего своего, наси­луя и грабя его, и отнимая несправедливо его собствен­ность. Ты молишься Христу, а в лицо Ему плюешь, ис­пуская сквернословие из уст твоих, укоряя и осуждая ближнего твоего. Ты веруешь во Христа, а делами тво­ими богопротивными ты отметаешься от Него.

Если ты говоришь, что Христос с тобою, а ты со Христом, то покажи мне сие на жизни твоей, как гово­рит и апостол: «Покажи ми от дел твоих веру твою» (Иак. 2: 18). Покажи мне знак, по которому я могу уз­нать, что Христос обитает в тебе, и сказать: «Здесь Он». Не скорее ли я покажу в тебе то, из чего будет ясно видно, что нет в тебе Христа, и можно будет тогда ска­зать: «Несть зде». Послушай же, как и что я покажу.

Знаете ли вы, память какого святого празднуется церковью в нынешний седьмой день апреля? Почитает­ся память преподобного отца вашего Георгия Исповед­ника, епископа града Мелетина, что на острове Лезвии. Что написано в житии сего преподобного? Вспомни, кто читал. Если же кто не читал и не знает, что там на­писано, то я скажу. Когда за грехи человеческие долж­на была отняться милость Божия, когда прогневался Господь Бог, то церковь Божию готовы были постигнуть бедствия и гонения.

Не многим до сего времени были показаны в мелетинской церкви такие знамения. Во время вечернего пения, когда народ пел «Кирие, элеисон!» («Господи, помилуй!»), святой крест, бывший на Божественном престоле, внезапно какой-то силою был с великим шумом выхвачен из своего места, поднялся вверх под стропила и потом, склонивши верх свой вниз, упал на землю.

Народ, видевший это, был объят вели­ким страхом и ужасом; поднявши вверх руки свои, он велегласно и долгое время взывал: «Кирие, элеисон!» Вторым знамением грядущих бедствий было следу­ющее. Чрез несколько дней после описанного, когда две­ри церковные случайно были не заперты, какой-то вели­кий вепрь, страшный и смрадный (не привидение, но на самом деле вепрь)

, имевший отрезанные уши и хвост, вошел в церковь, потом в алтарь и лег на горнем седалище. Слуги церковные, увидевши тотчас это, нача­ли изгонять вепря, но не могли его изгнать, ибо он был очень свиреп и бросался на всех, и прогонял всех, кто хотел изгнать его из алтаря. Тогда они принесли большие дреколья, долгое время били его до крови и, утомив­шись, с большим трудом смогли, наконец, изгнать его.

В это время там был некий прозорливый старец, именем Симеон, который с плачем говорил народу, что знамение это не к добру. Верьте мне, дети, говорил он, падение креста предзнаменует, что придет какая-то крестоборная ересь и гонение на церковь Божию; вепрь же смрадный предзнаменует то, что сей престол примет по попущению Божию какой-то епископ, имеющий свинский нрав и житие. Это вскоре и сбылось.

Лев Ар­мянин, получивши греческое царство, восставил иконо­борческую ересь и поднял великое гонение на церковь. В то время от царя Льва Армянина и от лжепатриарха Феодота, называемого Касситером, — от этих еретиков был послан на остров Лезвийский, в город Мелетин, единомышленный им еретик. Он, подобно вепрю, вы­шедшему из степей, пожрал и испачкал виноград Хрис­тов, попирая и сокрушая святые иконы и зверски сму­щая словесных овец.

Оба эти знамения, бывшие в те времена, вспоминая по случаю памяти празднуемого ныне святого, я прила­гаю к настоящей нашей беседе и снова говорю с апос­толом: «Вы есте церкви Бога живаго» (2 Кор. 6: 16). Всякий христианский благочестивый человек есть цер­ковь Христа Бога нашего. В этой церкви есть и крест. Им является как всегдашнее памятование о страданиях Христовых, согласно словам апостола Павла: «Не судих ведети что в вас, точию Иисуса Христа, и Сего распята»  (1 Кор. 2: 2)

, так и повседневное умерщвление гре­ховных страстей своих, а также и терпеливое перене­сение всего скорбного, случающегося по Божию попу­щению. Горнее же седалище в сей духовной церкви, то есть, в христианском человеке, это есть сердце, в ко­тором любит почивать Архиерей грядущих благ, Хрис­тос, говорящий человеку: «Даждь Ми, сыне, твое серд­це» (Притч. 23: 26).

Внемли здесь и рассмотри в себе самом, человек христианский, являющийся, по апостолу, «церковью Бога живого»: не упал ли в тебе крест, не возлег ли на горнем седалище твоего сердца вепрь и свинья? Если ты оставил всегдашнее воспоминание о страданиях Христо­вых, если прекратил повседневное умерщвление твоих греховных страстей, если не имеешь благодарного тер­пения в случающихся с тобой скорбях, то знай: это есть верный признак того, что не находится в тебе Христос. «Несть зде».

Если в сердце твоем вместо любимого Хри­ста лежит вепрь или свинья, любовь к какому-либо блудническому лицу, если нрав твой как у вепря и жи­тие твое свинское, то знай: это есть верный признак, что нет в тебе Христа. «Несть зде». Если ты мне покажешь, что ты сораспят с Христом в умерщвлении страстей твоих, если явишь мне не свинское, но святое и праведное житие, то я без всяких сомнений скажу, что в тебе обитает Христос, скажу: здесь Он.

Но пока я вижу, что ты, как свинья в кале тинном, валяешься в греховных страстях и сластях, до тех пор я без сомнений буду говорить: нет Христа в нас, нераскаянных грешниках. «Несть зде». Итак, где же мы найдем Господа нашего? Теперь я еще вспомню тех бедных людей, о которых когда-то го­ворил и святой пророк Михей, кожа которых ободрана неправедными судьями, кости истолчены и тело раз­дроблено, как съедобное мясо.