Patristic Heritage [Pagez.ru] Beginning: Patristic Heritage First Page Patristic Heritage Miscellaneous Texts of St. Philaret (Drozdov) OrthodoxyLib Orthodox Internet Gospel Synopsis Spiritual Sides Philokalia Selected Prologue in Teachings Day by Day Church Calendar Cyril of Jerusalem.

Не внимал словам Гавриила: и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца (Лк 1, 33). Разбери дело, о котором говорю. Ныне люди еретики учат против Христа, тогда как Гавриил Архангел научил о вечном пребывании Спасителя. Кому же ты больше поверишь? не Гавриилу ли? Выслушай чтенное ныне свидетельство Даниилово: видех во сне нощию, и се на о6лацех небесных, яко Сын Человечь идый бяше, и даже до Ветхаго деньми дойде (Дан. 7, 13).

И Тому дадеся власть и честь и царство, и вси люди, племена и языцы Тому поработают: власть Его, власть вечная, яже не прейдет, и царство не разсыплется (14): сего держись, сему только веpь; а еретического учения отвращайся: ибо весьма ясно слышал ты о нескончаемости царства Христова.

28. Подобное сему слышал ты и в толковании о камне оном, без рук отторгнувшемся от горы, который есть Христос по плоти: и царство Его людем инем не останется (Дан. 2, 44). И Давид в одном меcте говорит: престол Твой, Боже, в век века (Пс. 44, 7), и в другом: в началех Ты, Господи, землю основал еси, и проч. (Пс. 101, 26). Та погибнут. Ты же пребываеши, и проч. (27).

Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют (28). А Павел cиe изъяснил о Сыне.

29. И хочешь ли узнать, отчего те, которые учат противному, дошли до такого безумия? Читали они со злым намерением добрые слова Апостола: подобает бо Ему царствовати, дондеже положит вся враги под ногама своима (1 Кор. 15, 25). И говорят, что когда враги низложены будут к ногам Его, то Он не будет болеe царствовать; но говорят худо и бессмысленно. Ибо Тот, Который царствовал прежде, нежели низложил врагов, не будет ли тем паче царствовать после того, как победит их?

30. Осмелились еще сказать, будто написанное: егда покорит Ему всяческая, тогда и сам Сын покорится покоршему Ему всяческая (1 Кор. 15, 28); означает, что Сын уничтожится в Отце [5]. Нечестивейшие из всех! вы, творения Христа, будете существовать, ужели же прекратится бытие Христа, Которым вы и все произведено? Богохульный язык! как же покорено будет Ему все?

Погибнет ли это, или будет продолжать бытие? Ежели то, что покоряется Сыну, будет продолжать бытие; то ужели Сына, Который покорится Отцу, не будет? Покориться не то также означает, будто Он тогда начнет повиноваться Отцу, ибо Он всегда угодное Ему творить; но то, что Он и тогда будет покорен Ему, являя непринужденную покорность, но произвольное повиновение; ибо Он не раб, который по принуждению покоряется, но Сын, Который повинуется по воле и из любви.

31. Спросим мы их, как разуметь слова: дондеже или донележе Ибо подобным образом возразив им, самым сим словом я постараюсь опровергнуть ложь их.Поскольку осмелились они сказать, что слова: дондеже покорит враги под ногама Своима, означают конец Его. владычества, осмелились назначить пределы вечному царству Христову, и учить, что престанет непрестающая власть Его; то прочтем подобные места из Апостола: но царствова смерть от Адама даже до Моисея (Рим. 5, 14).

Ужели прежде умирали, а после Моисея некоторые более не умирали? И ужели после закона не было людям смерти? Видишь. что словом даже не означается предел времени, но Павел показываете оным, что хотя Моисей был праведный и достойный удивления муж, однако же смертное определение, произнесенное на Адама, постигло и его и следующих за ним, и притом не согрешивших, подобно Адаму, преслушанием, показанным чрез снедь древа.

32. Вот еще и другое подобное изречете: даже бо до сего дне, внегда чтется Моисей, покрывало на сердце их лежит (2 Кор. 3, 15). До сего дне. Неужели только до Павла, а не доселе, или и до конца? Когда Павел говорить Коринфянам: даже бо до вас достигохом благовестием Христовым, упование имуще, растущей вере вашей, во еже и в дальших вас (странах) благовестити (2 Кор. 10, 15)

: то видишь здесь ясно, что слово даже до не означает конца, но имеет нечто последующее за собою. Как же должен ты принимать теперь слова: дондеже положить враги? Так, как в другом месте говорить Павел: и утешайте себе на всяк день, дондеже днесь, нарицается. Явно, что всегда. Ибо как нельзя сказать, чтобы было начало дней у Христа, равно не внимай, если станет кто говорить о конце царства Его; потому что написано: царство Его, царство вечное (Дан. 3, 100).

33. Имею я и другие очень многие свидетельства из Священного Писания о нескончаемости во веки царства Христова, но довольно пока и приведенных, потому что дня прошло уже много. А ты, слушатель, покланяйся сему только Царю, избегая всякого еретического обольщены. Если же сподобит благодать Божия, то и остальные истины веры со временем изъяснены будут вам.

Бог всего да сохранит всех вас, чтобы вы помнили признаки скончания миpa и остались непобедимыми антихристом. Представлены тебе признаки имеющего придти обольстителя; представлены доказательства на то, что истинный Христос явно сойдет с небес. Первого убегай, как ложного; а сего ожидай, как истинного. Узнал ты средство, как во время суда явиться на правой стороне.

Сохрани завет со Христом, украшаясь добрыми делами, чтобы с дерзновением представ пред Судию, мог ты наследовать царство небесное. Чрез Него, и с Ним да будет слава Богу вместе со Святым Духом во веки веков! Аминь.