Patristic Heritage [Pagez.ru] Beginning: Patristic Heritage First Page Patristic Heritage Miscellaneous Texts of St. Philaret (Drozdov) OrthodoxyLib Orthodox Internet Gospel Synopsis Spiritual Sides Philokalia Selected Prologue in Teachings Day by Day Church Calendar Cyril of Jerusalem.

31. Спросим мы их, как разуметь слова: дондеже или донележе Ибо подобным образом возразив им, самым сим словом я постараюсь опровергнуть ложь их.Поскольку осмелились они сказать, что слова: дондеже покорит враги под ногама Своима, означают конец Его. владычества, осмелились назначить пределы вечному царству Христову, и учить, что престанет непрестающая власть Его; то прочтем подобные места из Апостола: но царствова смерть от Адама даже до Моисея (Рим. 5, 14).

Ужели прежде умирали, а после Моисея некоторые более не умирали? И ужели после закона не было людям смерти? Видишь. что словом даже не означается предел времени, но Павел показываете оным, что хотя Моисей был праведный и достойный удивления муж, однако же смертное определение, произнесенное на Адама, постигло и его и следующих за ним, и притом не согрешивших, подобно Адаму, преслушанием, показанным чрез снедь древа.

32. Вот еще и другое подобное изречете: даже бо до сего дне, внегда чтется Моисей, покрывало на сердце их лежит (2 Кор. 3, 15). До сего дне. Неужели только до Павла, а не доселе, или и до конца? Когда Павел говорить Коринфянам: даже бо до вас достигохом благовестием Христовым, упование имуще, растущей вере вашей, во еже и в дальших вас (странах) благовестити (2 Кор. 10, 15)

: то видишь здесь ясно, что слово даже до не означает конца, но имеет нечто последующее за собою. Как же должен ты принимать теперь слова: дондеже положить враги? Так, как в другом месте говорить Павел: и утешайте себе на всяк день, дондеже днесь, нарицается. Явно, что всегда. Ибо как нельзя сказать, чтобы было начало дней у Христа, равно не внимай, если станет кто говорить о конце царства Его; потому что написано: царство Его, царство вечное (Дан. 3, 100).

33. Имею я и другие очень многие свидетельства из Священного Писания о нескончаемости во веки царства Христова, но довольно пока и приведенных, потому что дня прошло уже много. А ты, слушатель, покланяйся сему только Царю, избегая всякого еретического обольщены. Если же сподобит благодать Божия, то и остальные истины веры со временем изъяснены будут вам.

Бог всего да сохранит всех вас, чтобы вы помнили признаки скончания миpa и остались непобедимыми антихристом. Представлены тебе признаки имеющего придти обольстителя; представлены доказательства на то, что истинный Христос явно сойдет с небес. Первого убегай, как ложного; а сего ожидай, как истинного. Узнал ты средство, как во время суда явиться на правой стороне.

Сохрани завет со Христом, украшаясь добрыми делами, чтобы с дерзновением представ пред Судию, мог ты наследовать царство небесное. Чрез Него, и с Ним да будет слава Богу вместе со Святым Духом во веки веков! Аминь.

Огласительное поучение шестнадцатое К готовящимся в Иepyeсалиме ко просвещению, сказанное без приготовления, на слова: И во единаго Духа Святаго, Утешителя, глаголавшаго Пророки, и также на слова из послания к Коринфянам: О духовных же, бpamие, не хощу вас не ведети, и проч. (1 Кор. 12, 1.) Разделения же дарований суть, а тойжде Дух, и проч. (1 Кор. 12, 4).

1. Духовная поистине нужна благодать, чтобы рассуждать о Святом Духе: не с тем чтобы, сколько должно, сказать о Нем, ибо cиe невозможно; но чтобы, говоря о Нем на основании Божественного Писания, избегнуть таким образом опасностей. Ибо действительно весьма страшно написано в Евангелии, где Христос сказав ясно: иже аще речет слово на Духа Святаго, не отпустится ему ни в сей век, ни в будущий (Мф. 12, 32)

; и часто нужно бывает бояться, чтобы кто-либо по неведению, или ложному чувству благочестия, сказав что непристойное о Нем, не подвергся осуждению. Судия живых и мертвых Иисус Христос сказал, что таковому не будет отпущено. Итак, если кто здесь преткнется, то какая ему остается надежда?

2. Итак, сама благодать Иисуса Христа да подаст силы нам все без опущения сказать, а вам с разумением выслушать. Ибо разумение необходимо не только для говорящих, но и для слушающих; чтобы они не иначе, как слышать, понимали умом своим. Итак, мы будем говорить о Духе Святом только то, что написано. Если же не написано чего, о том не станем любопытствовать.

Сам Дух Святый изрек Писания; сам и о Себе сказал, сколько хотел, или сколько мы вместить можем. Итак, будем говорить то, что Он сказал; а чего Он не сказал, того и мы говорить да не дерзаем.

3. Един есть только Дух Святый, Утешитель. Как един есть Бог Отец, а другого Отца нет, и как един есть Единородный Сын и Слово Божие, а брата не имеет: равным образом, един. есть только Дух Святый, и нет другого духа, равного Ему. Итак, Дух Святый есть величайшая сила, существо Божественное и непостижимое. Ибо Он есть существо живое, умное и освящающее все, что от Бога чрез Христа сотворено.

Он просвещает души праведных; Он и во Пророках, Он и в Апостолах, в Новом Завете. Да возненавидим же тех, которые осмеливаются разделять действовавшего в тех и других Святого Духа; един Бог Отец, Владыка Ветхого и Нового Завета; и един Господь Иисус Христос, в Ветхом Завете предсказанный, а в Новом пришедший, и един Дух Святый, чрез Пророков о Христе проповедавший по пришествии Христа сошедший и показавший Его.