Patristic Heritage [Pagez.ru] Beginning: Patristic Heritage First Page Patristic Heritage Miscellaneous Texts of St. Philaret (Drozdov) OrthodoxyLib Orthodox Internet Gospel Synopsis Spiritual Sides Philokalia Selected Prologue in Teachings Day by Day Church Calendar Cyril of Jerusalem.

Так как гадательно предсказано было, что Христос сим точно очевидным образом откроет Себя. Ибо в песнях о Женихе возвещается и говорится: очи Его яко голубицы на исполненшх вод (Песн. 5, 12).

10. Cию голубицу отчасти прообразовала, по мнению некоторых, голубица Ноева. Ибо как при нем посредством древа и воды совершилось для бывших с ним спасение, а вместе началось новое бытие, и голубица к вечеру возвратилась к нему с масличным листом: подобным образом, говорят сии толкователи, и Дух Святый сошел на истинного Ноя, виновника иного бытия, соединяющего во едино воли всех народов, кои были прообразуемы различными видами животных, бывших в ковчеге.

Ибо по пришествии Его мысленные волки пасутся вместе с агнцами. Церковь Его имеет тельца и вола и льва вместе пасущихся, так как мы доселе видим, что Церковные учители руководствуют и научают земных правителей. Итак, сошла оная Духовная голубица во время Крещения, по изъявлению некоторых для того, дабы показать, что это Тот самый, Который чрез древо Крестное спасет верующих, и к вечеру чрез смерть свою имеет даровать спасение.

11. Но cиe можно и иначе изъяснить: однако лучше послушаем и теперь, что говорить о Святом Духе Сам Спаситель. Он говорить: аще кто не родится водою и Духом, не внидет в царство Божие (Ин. 3, 5). А что сия благодать от Отца, говорить Он: кольми паче Отец, Иже с небесе, дает Духа Святого просящим у Него (Лк. 11, 13). И что Богу должно кланяться духом, говорить: но грядет час и ныне есть, егда истиннии поклонницы поклонятся Отцу духом и истиною, ибо Отец таковых ищет покланяющихся Ему.

Дух есть Бог, и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися (Ин. 4, 23–24). И еще: аще ли Аз о Дусе Божш изгоню бесы, и проч. (Мф. 12, 28), по сем вскоре: сего ради глаголю вам: всяк грех и хула отпустится человеком; а яже на Духа хула не отпустится (31). Тут же: иже аще речет слово на Сына Человеческаго, отпустится ему, а иже речет на Духа Святого, не отпустится ему ни в сей век, ни в 6удущий (32).

И в другом месте говорит: и Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век, Дух истины, Егоже мир не может npияmu, яко не видит Его, ниже знает Его. Вы же знаете Его, яко в вас пребывает и в вас будет (Ин. 14, 16, 17). И опять говорит: сия глаголах вам в вас сый. Утешитель же, Дух Святый, Егоже послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему, и воспомянет вам вся, яже рех вам (14, 26).

И еще: ада же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне (Ин. 15, 26). И в другом месте говорит Спаситель: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: и пришед Он обличит мир о гресе, и о правде, и о суде (Ин. 16, 7, 8). И потом опять: еще много имам глаголаmu вам, но не можете носити ныне (12).

Егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину: не от себе бо глаголати имать, но елика аще услышит, глаголати имать и грядущая возвестит вам (13). Он Мя прославит, яко от Моею приимет и возвестит вам (14). Вся, елика имать Отец, Моя суть: сего ради рех вам, яко от Моею приимет и возвестит вам (15). Я теперь предложил тебе свидетельства Самого Единородного, дабы ты не внимал словам человеческим.

12. Сего Святого Духа общение даровал Спаситель Апостолам, ибо написано: и cиe рек, дуну, и глагола им: npиuмume Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся (Ин. 20, 22, 23). Это вдохновение второе, поелику первое потеряно от произвольных грехов (Быт. 2, 7). О сем втором написано: взыде вдыхаяй в лице твое, и отъемляй тя от оскорблены (Наума 2, 1). Взыде, откуда? Из ада.

Ибо Евангелие повествует, что cиe Его дуновение было по Воскресении. И хотя теперь сообщает благодать, но еще хочет дать большее, и говорит Апостолам: Я готов сообщить и теперь, но еще не можете принять. Примите пока благодать в той мере как вместить можете; впрочем ожидайте и большего. Вы же седите во граде Иерусалимсте, дондеже облечетеся силою свыше (Лк. 24, 49).

Ныне примите несколько, тогда получите вполне. Ибо часто случается, что приемлюищий несовершенно пользуется данным ему: но облекающийся покрывается одеждою со всех сторон. Не страшитесь, говорит Он, оружий диавола и стрел его; ибо иметь будете силу Святого Духа. (Помните недавно сказанное, что Дух Святый не разделяется, но только благодать, чрез Него ниспосылаемая).

13. Итак, Иисус вознесся на небо и исполнил обещание. Он говорил ученикам: Аз умолю Отца, и иною Утешителя даст вам (Ин. 14, 16). Они пребывали во Иерусалиме, ожидая сошествия Духа Святого: и при наступлении дня Пятидесятницы. (Деян. 2, 2), в сем граде Иерусалиме (1 cиe преимущество имеем. мы, блага, о которых говорим мы, не инде где-либо ниспосланы, а у нас дарованы).

В день говорю, Пятидесятницы, когда они были вместе, сошел с неба Утешитель, хранящий и освящающий Церковь, промышляющий о душах, кормчий обуреваемых, просвещающий заблуждших, награждающий подвижников и венчающий победителей.

14. Сошел же для того, чтобы облечь силою и чтобы крестить Апостолов. Ибо говорит Господь: вы имате креститися Духом Святым не по мнозех сих днех (Деян. 1, 3). Не частная сия благодать, но совершенная сила. Ибо как погружающийся в водах и крещающийся со всех сторон окружен бывает водами: так и Апостолы Духом Святым крестились совершенно. Но вода внешность омывает, Дух же Святый крещает все внутреннее души, и почто удивляешься?