Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse Ed. Golden-Ship.ru 2012 Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.
И вострепещут от лица Моего рыбы морские и птицы небесные, и звери полевые и все пресмыкающееся, ползающее по земле, и все люди, которые на лице земли, и обрушатся горы, и упадут утесы, и все стены падут на землю. И по всем горам Моим призову меч против него123, говорит Господь Бог; меч каждого человека бу дет против брата его. И бу ду су диться с ним моровою язвою и кровопролитием, и пролью на него и на полки его и на многие народы, которые с ним, всепотопляющий дождь и каменный град, огонь и серу; и покажу Мое величие и святость Мою, и явлю Себя пред глазами многих народов, и узнают, что Я Господь» (Иез. 38, 1-23).
«Ты же, сын человеческий, изреки пророчество на Гога и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я - на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала! И поверну тебя, и поведу тебя, и выведу тебя от краев севера, и приведу тебя на горы Израилевы. И выбью лук 228 твой из левой руки твоей, и выброшу стрелы твои из правой руки твоей.
Падешь ты на горах Израилевых, ты и все полки твои, и народы, которыіе с тобою; отдам тебя на съедение всякого рода хищным птицам и зверям полевым. На открытом поле падешь; ибо Я сказал это, говорит Господь Бог. И пошлю огонь на землю Магог и на жителей островов, живущих беспечно, и узнают, что Я Господь. И явлю святое имя Мое среди народа Моего, Израиля, и не дам вперед бесславить святаго имени Моего, и узнают народы, что Я Господь, Святый в Израиле» (Иез. 39, 1-7).
Последний мятеж против Бога будет направлен со стороны Ирака в сторону Святой Земли. Писание прямо разделяет народы: есть народ из всех племен и национальностей — Всемирная Церковь; а есть люди, отвергшие благодать, восставшие против Творца — они и будут истреблены. В день Страшного Суда все народы разделятся окончательно и бесповоротно. «И видел я [выходящих] из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это — бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя.
Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его» (Откр. 16, 13-15). Апостол Иоанн видел трех нечистых духов, подобных жабам, весьма омерзительных, творящих знамения — они выходят от диаволь-ской «троицы»: диавола, лжепророка и антихриста. Эти духи, посланные, как жабы, при помощи великих знамений объявят, что наступило время убить всех христиан, а заодно и всех евреев, обратившихся к Богу.
«Это — бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя» (Откр. 16, 14). И дальше Господь говорит: «Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду 229 свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его» (Откр. 16, 15)
, то есть Он приходит, как вор, внезапно. Господь подобные слова говорил и в Евангелии: «Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих [бедствий] и предстать пред Сына Человеческого» (Лк. 21, 36), «ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью» (1 Фес. 5, 2). Почему Господь говорит, что блажен не просто бодрствующий, а «хранящий одежду свою»»?
Он напоминает Иоанну о практике, существовавшей в Иерусалимском Храме: по закону Бога левиты, потомки Левия, обязаны были по очереди охранять храм, и если охранник засыпал на своем посту, то подвергался наказанию. Джош Макдауэлл в книге «Неоспоримые свидетельства» пишет: «В „Мишне" описано наказание, которому подвергались заснувшие на своем посту: „Офицер храмового холма обходил все посты, неся перед собою зажженные факелы.
Всякий часовой должен был при его приближении встать и сказать: „Мир тебе, офицер храмового холма!„ Если же очевидно было, что он спал, то офицер приказывал сопровождающим его избить нерадивого, а сам имел право поджечь его одежду. И говорили тогда: „Что за шум во дворе храма?„ Это били какого-то левита в подожженной одежде, который заснул на своем посту.
Равви Элиезер бен Иаков говорил: „Нашли они однажды брата моей матери спящим и подожгли его одежды". Говоря о „священных помещениях внутри храма", „Еврейская энциклопедия" пишет, что размещенные там часовые „не имели права даже сидеть, не говоря о том, чтобы спать. Начальник стражи следил за бдительностью каждого часового, наказывая заснувшего священника, а иногда даже поджигая на нем рубаху в знак предостережения остальным"».
Заснувший охранник предавался смерти, потому что посмел заснуть перед лицом Бога. И поэ 230 тому Господь говорит: «Я приду, как вор, и если заснете на посту, то Я сожгу все ваши одежды, все ваши добрые дела исчезнут в огне Моей ярости. Как бы вам голыми не ходить перед Моим лицом, чтобы не видели срамоты вашей. Смотрите за собой и не засыпайте».
«И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон» (Откр. 16, 16). Армагеддон — это, в прошлом, огромная долина Мегиддо (сейчас курган), расположенная между горами Кармил (Кармель) и Фавор. В этой долине располагался главный северный город Израиля — Мегиддо, где находилось самое большое и самое известное на земле капище Ваала, по-еврейски — «Баала».
Это капище было гигантских размеров, там погибло большое количество людей, принесенных в жертву Ваалу. Район Мегиддо известен еще и тем, что был местом великих битв Бога. Здесь перед концом Израильского царства трагически погиб последний праведный царь Иосия. А с другой стороны, это место великого торжества Бога: в этой долине Девора вместе с Вараком сокрушили Сисару — эта великая битва описывается в пятой главе Книги Судей.
Когда евреи отошли от Господа и стали поклоняться языческим, хананейским богам, Он соделал так, что Израиль попал под власть хана-неев. Хананеи одолели Израиль, потому что у них были железные колесницы с косами по бокам, на которых восседали по три всадника — аналог современных танков. Однако Бог через пророчицу Девору повелел, чтобы Варак сразился с этими войсками.