Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Он напоминает Иоанну о прак­тике, существовавшей в Иерусалимском Храме: по зако­ну Бога левиты, потомки Левия, обязаны были по оче­реди охранять храм, и если охранник засыпал на своем посту, то подвергался наказанию. Джош Макдауэлл в кни­ге «Неоспоримые свидетельства» пишет: «В „Мишне" опи­сано наказание, которому подвергались заснувшие на сво­ем посту: „Офицер храмового холма обходил все посты, неся перед собою зажженные факелы.

Всякий часовой должен был при его приближении встать и сказать: „Мир тебе, офицер храмового холма!„ Если же очевидно было, что он спал, то офицер приказывал сопровождающим его избить нерадивого, а сам имел право поджечь его одежду. И говорили тогда: „Что за шум во дворе храма?„ Это били какого-то левита в подожженной одежде, который заснул на своем посту.

Равви Элиезер бен Иаков говорил: „Нашли они однажды брата моей матери спящим и подожгли его одежды". Говоря о „священных помещениях внутри хра­ма", „Еврейская энциклопедия" пишет, что размещенные там часовые „не имели права даже сидеть, не говоря о том, чтобы спать. Начальник стражи следил за бдительностью каждого часового, наказывая заснувшего священника, а иногда даже поджигая на нем рубаху в знак предостереже­ния остальным"».

Заснувший охранник предавался смер­ти, потому что посмел заснуть перед лицом Бога. И поэ­ 230   тому Господь говорит: «Я приду, как вор, и если заснете на посту, то Я сожгу все ваши одежды, все ваши добрые дела исчезнут в огне Моей ярости. Как бы вам голыми не ходить перед Моим лицом, чтобы не видели срамоты вашей. Смотрите за собой и не засыпайте».

«И он собрал их на место, называемое по-еврейски Арма­геддон» (Откр. 16, 16). Армагеддон — это, в прошлом, огром­ная долина Мегиддо (сейчас курган), расположенная между горами Кармил (Кармель) и Фавор. В этой долине распо­лагался главный северный город Израиля — Мегиддо, где находилось самое большое и самое известное на земле капище Ваала, по-еврейски — «Баала».

Это капище было гигантских размеров, там погибло большое количество людей, принесенных в жертву Ваалу. Район Мегиддо изве­стен еще и тем, что был местом великих битв Бога. Здесь перед концом Израильского царства трагически погиб последний праведный царь Иосия. А с другой стороны, это место великого торжества Бога: в этой долине Девора вме­сте с Вараком сокрушили Сисару — эта великая битва опи­сывается в пятой главе Книги Судей.

Когда евреи отошли от Господа и стали поклоняться языческим, хананейским богам, Он соделал так, что Израиль попал под власть хана-неев. Хананеи одолели Израиль, потому что у них были железные колесницы с косами по бокам, на которых воссе­дали по три всадника — аналог современных танков. Одна­ко Бог через пророчицу Девору повелел, чтобы Варак сра­зился с этими войсками.

По всем тактико-техническим показателям евреи не могли победить, но перед битвой Бог навел сильный ливень и метеоритный дождь, колесни­цы стали увязать в грязи и были выведены из строя. Таким образом, евреи смогли разгромить хананеев. В Армагеддоне, в долине Мегиддо, состоится послед­няя битва между Богом и врагом, когда Сам Бог сокрушит 231   противника на горах Израиля.

Диавол соберет великие орды вражеских государств, а Господь их всех истребит, а затем наступит время для последней, седьмой язвы. «Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небес­ного от престола раздался громкий голос, говорящий: соверши­лось! И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое!» (Откр. 16, 17-18).

«Свер­шилось», — сказал Христос на кресте. И Он же говорит от Престола Божиего, на котором восседает Отец, Сын и Святой Дух, что история мира подошла к концу, замысел Бога Отца реализован Сыном до конца. Христос, Распятый за нас, говорит: «То, что Я сделал, взойдя на Крест, завер­шилось». И далее — гром, молния, голоса и землетрясение: наступает переплавка всего мира.

Это то самое землетря­сение, о котором говорит в Послании к Евреям апостол Павел: «Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли [наказания], то тем более [не избежим] мы, если отвратимся от [Глаголющего] с небес, Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо.

Слова: „еще раз" означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыиіо непоколебимое» (Евр. 12, 25-27). Мы принимаем цар­ство непоколебимое и будем принимать благодать от Бога с благоговением и страхом, потому что Бог есть Огонь Поя-дающий. Наступает время великого потрясения всей все­ленной, в результате которого сотворенная реальность ста­нет непоколебимой, весь мир будет преображен.

Поэтому Иоанн и говорит: «Сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое!» (Откр. 16, 18). Сначала прошли громы, голо­са и молнии. Помните, Иоанн описывал трон Бога, от кото­рого непрерывно исходили громы, голоса и молнии били 232   в разные стороны.

Это проявление могущественной силы Бога, правящей всей веселенной, наполняющей ее энер­гией и силой. Теперь действие тайн Бога выходит наружу, выявляется перед всеми и уже не будет сокрыто. Трон Бога начинает как бы пробиваться сквозь материю, которая тает от того, что Бог открыто выходит в мир. «И город великий распался на три части, и города языче­ские пали, и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его» (Откр. 16, 19).