Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Господь в Евангелии сказал: «Я есмь дверь: кто вой­дет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Ин. 10, 9). Поэтому необходимо стремиться все время омы­вать себя, омывать свой дух, чтобы иметь возможность вой­ти в город воротами. В город через стенку не перелезешь — стенка высокая, поэтому войти в него возможно только воротами, то есть через Христа, но при условии, что будешь постоянно омывать свои ризы. Сколько раз надо каяться?

Процесс покаяния должен быть постоянным и продолжать­ся до самой смерти. Испачкался — умылся, упал — встал — вымылся, поэтому и сказано: «Блажен омывающий ртзы свои», кто следит за своими праздничными одеждами, чтобы они не истрепались и были чисты. «А вне—псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужите ли, и всякий любящий и делающий неправду» (Откр. 22, 15). Вне Города останутся псы и чародеи.

«Псами, — объясняет свя­титель Андрей Кесарийский, — называются здесь бесстыд­ные, неверные и вообще злые делатели, оплакиваемые апо­столом, а вместе с тем и возвратившиеся после Крещения на свою блевотину. За это они будут отчуждены от вышнего города наравне с убийцами, прелюбодеями и идолопоклон­никами». В Священном Писании псами называются еще гомосексуалисты.

«Второзаконие», называя гомосексуали­стов псами, запрещает принимать от извращенцев пожерт­вования на Дом Господень: «Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим» (Втор. 23, 18). Гомо­сексуалисты, если не раскаются, останутся навсегда вне города. Что означает «чародей»?

Как истолковывает цер­ковнославянский словарь — «приготовляющий отравы; кол­дун, ворожей». Отраву делают и при помощи трав. Поэто­му вне Города останутся и наркоманы — люди, общающиеся 335   со злыми духами при помощи трав. За воротами Города ока­жутся развратники, убийцы, идолопоклонники, а также все, любящие и делающие ложь.

Причем не сказано «говорящий ложь», сказано «любящий и делающий ложь» — ведь обманы­вать можно не только словом, врать можно делом — это ког­да человек лживо живет. «Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (Откр. 22, 16). По повелению главы Церкви — Иисуса Христа — пришел Ангел, чтобы свидетельствовать о будущем перед всеми Церквами.

Христос имеет на это пра­во, ибо Он корень и потомок Давида. В каком отношении Он корень Давида? Он Бог. Почему корень? Потому что Он сотворил человека, сотворил Давида, Бог в руках Сво­их его держал. Поэтому и Давид говорил: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь» (Пс. 15, 8). Христос хранил царя Давида. Спаситель — вечное Слово Отца, Сын Божий, до начала веков рожденный от сущно­сти Отца, — общался с Давидом, открывал ему тайны, руко­водил им. Поэтому Он корень Давида.

А по плоти — еще и прямой потомок Давида.174 Так что Он обладает царствен­ным достоинством в глазах еврейского народа. Бог возве­щал Аврааму: «Благословятся в семени твоем все народы земли» (Быт. 22, 18), то есть в твоем потомке — во Христе. А Давиду было сказано: «От плода чрева твоего посажу на престоле тво­ем» (Пс. 131, 11), то есть вечный Царь должен произойти от Авраама и Давида. «Я звезда светлая и утренняя» (Откр. 22, 16).

При появ­лении Господа наступило утро новой вселенной. Так перед рассветом загорается утренняя звезда на небосводе. Явле­ние Христа означает конец времени теней и наступление дня Царства Божиего. И, более того, Господь называет Себя звездой светлой и утренней потому, что, по словам апостола 336   Петра: «Мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо дела­ете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в тем­ном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2 Пет. 1, 19).

Утренняя звезда означает: пока вы не увидите Иисуса Христа, для вас не наступит день Царства Божиего. Когда Иисус Христос придет, тогда Свя­щенного Писания уже не будет. Иногда выражают сожале­ние по поводу того, что потребовалось написание Библии. Как это понять? Действительно, не нужно, чтобы Библию записывали. Каждый из нас был бы лично научен Богом.

Но так как мы своими грехами сделали себя недостойными прямого откровения, то Бог по милости Своей дал нам Свое слово, дабы помочь нам хотя бы так очиститься и достичь спасения. Но изначально в замысле Бога так не долж­но было быть. Библией не пользовались ни Адам, ни Ева, ни Ной, ни Авраам, ни Исаак, ни Иаков, ни Моисей. Впер­вые по воле Бога закон для евреев записал Моисей, потому что люди к тому времени слышать слово непосредственно от Бога стали не достойны.

Вот Христос и говорит: «Я звез­да светлая и утренняя» (Откр. 22, 16). Когда Спаситель при­дет, наступит время конца теней, и Бог будет лично общать­ся с каждым из людей, лицом к лицу. «И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откр. 22, 17). На призыв Иисуса Христа откликается Святой Дух и Невеста — Церковь Божия.

А Дух — это ведь Тот, Кто создает Церковь, живет в Церкви, Кто управляет ею. И вот Святой Дух и Церковь просят, чтоб Христос пришел скорее. Церковь молится о наступлении конца времен; ее задача заключается в том, чтобы прибли­зить конец мира, чтобы настало, наконец, Царство Божие. Царство антихриста будет мелочью перед наступлением Царства Божиего.

Поэтому Дух Святой и Невеста Божия, 337   Церковь, говорят Христу: «Приди!» И Бог повелевает, чтобы христиане себя настроили именно таким образом; их серд­це должно быть настолько чистым, чтобы они могли ска­зать: «Господи, приходи, я Тебя жду, я уже очистился». Это то, к чему мы все должны стремиться. «Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откр. 22, 17).