St. Luke of Crimea

Все Священное Писание пронизано призывами Бога к смирению: Так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий,– Святый имя Его: «Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис. 57:15). Вот на кого Я воззрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим (Ис. 66:2), а не на гордых и возносящихся духом, от которых Он отвращает взор Свой святой.

Святой Исаия пророчествовал о Предтече Господнем Иоанне: Глас вопиющего в пустыне: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими» (Ис. 40:3–4). Это сказано, конечно, не о горах каменных и не о холмах земляных,– это слово о людях, возносящихся перед Господом. Все кривизны, все неровности, все греховные изгибы путей человеческих должны были выпрямиться. Нужно было приготовить путь Господу, грядущему спасти мир.

И пришел Господь, и Слово стало плотью и обитало с нами (Ин. 1:14). Пришел Тот, Кто будучи богат, обнищал ради нас, дабы мы Его нищетою обогатились (2 Кор. 8:9). Он был безмерно богат, – Он был Творцом и Властителем мира, все принадлежало Ему, и безмерная Божия слава была Его принадлежностью. Но Он отказался от такого богатства, от величайшей славы, принял зрак раба, пришел в мир как человек самый незнатный. Родился в вертепе для скота и был положен в ясли, и потом проводил самую смиренную и простую жизнь, был далек от всякого блеска и превозношения. И все это ради нас, чтобы мы нищетой Его обогатились (2 Кор 8:9).

Он учил покаянию, ибо приблизилось царство небесное (Мф. 3:2). Кто может покаяться? Только тот, кто смирится, кто познает безмерность своей греховности. Он призывал нас к смирению, ставя Себя в образец: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11:29).

Много раз Он учил нас, как надо смиряться: Кто из вас больший, будь как меньший, и начальствующий – как служащий (Лк. 22:26). Кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом, так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20:27–28).

Он предупреждал: Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится (Мф. 23:12). И еще: Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в царство небесное (Мф. 18:3), ибо кто же смиреннее, если не маленькие дети, чуждые гордости и самомнения?

Сам Господь Своей жизнью являл нам бесчисленные примеры смирения, когда в жуткую жару пешком ходил за двести километров из Иерусалима в Галилею. Он был лишен уютного очага и говорил: И лисицы имеют норы и птицы – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где голову приклонить (Мф. 8:20). Наряду с этим Он явил необыкновенный образец величайшего смирения, когда на Тайной Вечере омыл ноги Своим ученикам, завершив это великое дело словами: Если я, Господь и Учитель, омыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу (Ин. 13:13).

Когда Он закончил величайший подвиг Своей души, когда совершил дело искупления всего рода человеческого от власти диавола и вознесся на небо, то ученики Его продолжали неустанно поучать нас тому же, чему поучал Сам Господь,– святому смирению. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас (Иак. 4:10). Облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время (1 Пет. 5:5-6). Не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным, не мечтайте о себе. Не думайте о себе более, нежели должно думать, но думайте скромно по мере веры, какую каждому Бог уделил (Рим. 12:16),– говорил апостол Павел.

Вера наша – единственная норма незыблемого, вечного достоинства. А все наши земные человеческие заслуги, которыми мы превозносимся друг перед другом, гибнут, как трава скошенная. Все погибнет со смертью нашей, одна только чистая вера наша всегда будет сиять перед Богом.

Апостол Павел поучает филиппинцев: По смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие во Христе Иисусе. Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2:3-11).

Кого избрал Иисус Христос Своими учениками? Самых простых рыбарей галлилейских, ничего не знавших, кроме лова рыбы, – избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное, и незнатное мира и уничиженное, и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась перед Богом (1 Кор. 1:27–29).

Сущность Своего учения Господь Иисус Христос изложил в заповедях блаженства, которые Он дал миру в Своей великой Нагорной проповеди (см. Мф. 5:3-12). Эти заповеди вы слышите каждый день на Литургии и знаете, что на первое место Господь поставил заповедь о смирении: Блаженны нищии духом, ибо их есть царство небесное. Почему же это так? Потому что смирение – основа всей христианской нравственности. Без смирения нет христианства! Многие этого не понимают, и прежде всего наши несчастные братья, ушедшие в секты. Они не понимают того, что отвержение Церкви, поставление своего ума выше коллективного разума всей Церкви есть проявление величайшей гордости. Все сектанты до глубины души проникнуты сознанием своей святости и непорочности. А это гибель, это полное отрицание всего христианства.

Что значит быть смиренным, нищим духом? Нищий – это тот, кто стоит за дверью и просит милостыню, признавая себя ничего не имеющим. Он возлагает все свои надежды на милосердие ваше, он живет подаянием вашим.