удовольствиям. Без борьбы с искушениями это стремление к добру было бы и нетвердо, медлительно.

«Как кормчего корабля – буря; борца – поприще;

воина – сражение; великодушного – бедствие, так

христианина – искушение проявляет», – говорит святой Василий Великий. Искушения постоянно более

укрепляют нашу добродетель. Как дерева тем глубже

пускают корни и укрепляются, чем чаще и сильнее

колеблются ветрами, так и добродетель наша более

укрепляется, усовершается посредством борьбы с искушениями. В искушениях мы лучше познаем свои немощи, свое ничтожество, таким образом, научаемся смирению, без которого невозможно угождение Богу и спасение. При сознании своей немощи в искушениях мы смиреннее и усерднее исправляем помощь от Бога, при которой лучше преуспеваем во всякой добродетели; часто испытывая Божие заступление, более бываем благодарны Богу и больше располагаемся к люблению Его. Кроме того, при сознании своей немощи в искушениях мы бываем более снисходительны, сострадательны к немощным, и, в брани научаясь искусству препобеждать врагов, мы приобретаем опытность во всем, успешнее можем преуспевать в нравственном совершенстве и быть способнее врачевать немощи немощных. Кто не был искушаем, тот не искусен ни в чем (Сир. 34: 10)... Чем больше искушений кто преодолевает, тому тем больше венцов славы в награду дано будет. Сколько нападений искушений, столько же венцов готовится терпящему. Ибо это суть залоги у Праведного Судии. Без искушений человек легко мог бы впасть в нерадение, при котором он сам себе сделался бы врагом; нерадение и недеятельность вовсе расслабили бы его душевные силы и он малопомалу совсем погрузился бы в чувственность; искушения пробуждают его от беспечности, поневоле заставляют быть внимательнее к себе, строже бдеть на страже своего спасения, по страху поражения от врагов и погибели. Искушение полезно всякому человеку. Ибо если полезно было искушение апостолу Павлу (2 Кор. 12: 7), то да заградятся всякие уста... Как скоро Бог увидит, что в помысле человека начало появляться несколько сомнения и стал он высоко думать о себе, тотчас попускает, чтобы усилились и укрепились против него искушения, пока не познает свою немощь, не бежит и не емлется в смирении за Бога. Этим приходит человек в меру мужа, совершенного верой и упованием на Сына Божия, и возвышается до любви. Ибо чудная любовь Божия к человеку познается, когда бывает он в обстоятельствах, разрушающих надежду его. Здесь Бог силу Свою показывает во спасении его. Ибо никогда человек не познает силы Божией в покое и свободе (епископ Петр). Когда неизбежно находят на нас искушения, то как бы страшны они ни были, не надо упадать духом или думать, будто Бог оставил нас. Святой Иоанн ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН МОРДАСОВ 98 ОБ ИСКУШЕНИЯХ 99 Златоуст говорит: если находят на нас искушения, то