Даниил Сысоев /Толкование на Апокалипсис/ Библиотека Golden-Ship.ru

Господь может «тушить» Церкви-светильники, перестав­лять их с места на место, Он может их снова зажигать. Бог — всемогущий, Он Повелитель всех Церквей мира. Нель­зя думать, будто они могут сами по себе погаснуть — ими управляет Христос. 29   «Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы» (Откр. 2, 2).

Господь говорит Церкви: «Знаю все твои добрые дела, что ты Мне угождала, трудилась в про­поведи Евангелия». Так, как проповедовали в то время, не проповедовали больше никогда.17 Это действительно необыкновенные труды, и апостолам пришлось претер­петь множество преследований за имя Христово. Господь хвалит первую Церковь за то, что она не может перено­сить злых, которые считают зло нормой; отбрасыва­ет злодейства от себя, выметает зло из своих рядов; она испытала называющих себя апостолами и нашла, что они не таковые, но лжецы.

Апостольская Церковь отвергла недобросовестных, фальшивых апостолов, которые пыта­лись иудаизм совместить с христианством, навязать всем христианам нормы Ветхого Завета, уже отмененные кро­вью Христа Спасителя.18 «Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Мое­го трудился и не изнемогал» (Откр. 2, 3). Господь говорит Церкви, что она не только трудилась, но еще и очень мно­гое ради имени Христова терпела и при этом не изнемога­ла.

Имя Господне увлекало Ее все дальше и дальше, любовь Христа переполняла Церковь, и силы ее не источались. Тот, кто трудится ради Христова имени, чувствует в себе силу, которая лишь все более и более возрастает. В то время Церковь изобиловала духовными делами. Апостол Павел свидетельствует, что в любой христианской общине обяза­тельно были пророки, имеющие различные дары от Духа Святого.

Сейчас у нас в Церкви дары остались, но их стало значительно меньше — из-за уменьшения любви. Однако Господь говорит, что у Него есть претен­зии и к первой Церкви: «Но имею против тебя то, что ты 30   оставил первую любовь твою» (Откр. 2, 4). В чем проявля­лась первая любовь? Апостольская община в Иерусалиме не имела личной собственности: люди добровольно про­давали свое имущество и складывали к ногам апостолов вырученные деньги, так что не было среди них ни бедных, ни богатых, но все имели необходимое.

Каждый человек проявлял свою любовь, служа другому. Никогда больше в последующие годы в Церквах такого не было. И лишь в монастырском быту, где у монахов ничего собственного нет, эта любовь и этот принцип первой общины в Иеру­салиме сохранились. Любовь же заключается в том, что люди не отделяют себя от других, но пребывают все вместе в горячей взаимной любви.

19 Иерусалимская община пре­кратила свое существование, а другие Церкви не смогли или не захотели продолжить ее опыт. Это Господь и расце­нивает как отход от первой любви — той, которую христи­ане имели в начале. Это некое охлаждение любви, позднее приведшее к тому, что на Церковь обрушилась целая эпо­ха гонений. Гонения ведь не случайны: когда есть горячая любовь, тогда скорби и не нужны, а когда любви не хвата­ет, тогда Господь зовет спасаться скорбями.

«Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину све­тильник твой с места его, если не покаешься» (Откр. 2, 5). Господь обращается к Церкви с призывом к покаянию, в противном случае Он обещает сдвинуть светильник, то есть обещает уничтожение этой Церкви, гонения и скор­би. Как нам известно из трудов Андрея Кесарийского, это пророчество сбылось в буквальном смысле. Эфесская Цер­ковь не покаялась — известно, что в V веке в ней процве­тал грех симонии. Епископ Антонин Эфесский организо­вал продажу священнических должностей, у него имелись и точные таксы на епископские и священнические должно­ 31   сти. Иоанн Златоуст, узнав об этом, сместил его. В резуль­тате этого греха главный престол Малой Азии перешел из Эфеса в Константинополь, соответствующее решение было принято уже на IV Вселенском Соборе. Здесь име­ло место прямое проявление воли Господа: любовь оску­дела в Эфесской Церкви, и этот светильник был сдвинут с места. Сейчас этой Церкви уже нет. «Впрочем, то в тебе [хорошо], что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу» (Откр. 2, 6). Никола-иты — это секта, которая была связана с одним из семи первых дьяконов по имени Николай. Древние церковные историки писали о том, что Николай был крайне вспыль­чивым и ужасно ревновал свою красавицу-жену. В резуль­тате этого у них в семье случались страшные скандалы, и когда апостолы осудили его за такое поведение, дьякон вывел свою жену в центр общины и сказал: «Кто хочет, пусть берет и пользуется ею». Апостолы не поддержали этого безобразия, и в результате диакон Николай отрек­ся от Церкви и создал секту, где учил, что время Нового Завета закончилось и, следовательно, любой христианин может развратничать и блудить, как угодно. Он сделал блуд нормой жизни и считал, что Богу можно служить при помощи разврата. Церковь отвергала эту ересь и отлучила от себя всех николаитов. «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Откр. 2, 7). Таким образом, Господь говорит, что Он обращается не только к Эфесской Церкви, но и ко всем, у кого есть уши. Кто отступил от любви — пусть возвращается к ней. Святой Дух говорит Церквам: «Кто победит, тот будет есть от Дерева Жизни, которое посре­ди рая Божиего». Тот, кто победит, войдет в вечный рай, чтобы там вкушать плоды от Древа Жизни, от которого 32   не мог вкушать первый человек, Адам. Вкушать плоды Дре­ва и достигать бессмертия — это награда, обещанная пра­ведникам, тем, кто претерпел скорби, перенес труды и не отрекся от своего креста. «И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Пер­вый и Последний, Который был мертв, и се, жив» (Откр. 2, 8). Голос Бога обращается ко второй Церкви — Смирнской. Из всех Церквей Апокалипсиса это единственная Цер­ковь, которая сохранилась до сих пор. Город Смирна в настоящее время — Измир. Это город-миллионер в Тур­ции. Смирнская Церковь — церковь мучеников, ангелом ее был святой Поликарп Смирнский, казненный в 167 году.