Даниил Сысоев /Толкование на Апокалипсис/ Библиотека Golden-Ship.ru
Под ней подразумеваются гонения на всю Церковь20, и к ней не сказано ни одного обличительного слова. Эта Церковь мучеников оказалась безупречной в глазах Господа, «который был мертв, и се, жив». В этих словах Бог дает понять, что Он был Первым и Последним, началом и концом мира, мертвым и ожившим. Почему именно Смирн-ской Церкви Он это говорит?
Дело в том, что Господь каждый раз, обращаясь к каждой Церкви, подчеркивает одно из Своих свойств — то, которое особенно близко этой Церкви. Мы видим, что Господь подчеркивает здесь, что Он был «жив и мертв и ожил», то есть умер и воскрес. Это важно для Церкви мучеников потому, что они исповедуют смерть и воскресение Христа, они страдают со Христом, чтобы вместе с Ним прославиться.
Церковь — это тело Христа, и когда мученики страдают, то Христос страдает в них. Он страдает в мучениках, пророчествует в пророках, побеждает грех в преподобных, являет праведность в праведниках. «Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское» (Откр. 2, 9).
Господь 33 говорит Церкви, что знает ее угнетения, знает, что ее преследуют, гонят, отбирают ее имущество. И для Христа это эпоха милости Его, эпоха настоящего духовного богатства. В этот период появляется большое количество подвижников: святой Георгий Победоносец, великомученик Панте-леимон, великомученица Варвара, великомученица Екатерина, мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София и множество других святых.
Они — драгоценные дары для Церкви, дары мужества, потому что Церковь богата мужеством и внутренней силой. А преследуют ее, в первую очередь, те, кто раньше был народом Божиим — иудеи. Все древние христиане говорили, что обычно гонения начинались от иудеев, которые доносили на христиан властям. Гонения в 64 году начались с доноса Помпеи, наложницы императора Нерона, на апостолов Петра и Павла.
Когда в 167 году святого Поликарпа Смирнского приговорили к смерти через сожжение, первыми за хворостом побежали, по обычаю, иудеи, выступавшие в те времена инициаторами всех притеснений христиан. Ненависть иудеев объясняется их союзом с сатаной, так как, отступив от союза с Богом и не признав Мессию, обещанного им пророками, они избрали себе в бога падшего ангела.
Не признав Иисуса Христа Богом, они стали синагогой — собранием сатаны.21 И, действительно, сатана поселился в их сердцах, поселился в их собраниях, они стали врагами Господа и таковыми остаются и по сей день. Это будет продолжаться до тех пор, пока они не раскаются. Известно, что кто выше стоит, тот больнее и падает. Иудеи, получившие откровение и Завет, отказавшись от него, стали хуже, чем язычники, потому что отступник хуже, чем незнающий.
«Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь 34 верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2, 10). Господь говорит, что ничего не нужно бояться, потому что Он с нами, Он умер и воскрес, значит, и мы воскреснем. Господь предупреждает: «Вас будут бросать в тюрьму за имя Мое». За этим стоит диавол, ополчающийся на Церковь в попытках ее истребить. Та ненависть, которую имели язычники и иудеи к Церкви Божией, необъяснима просто человеческими измышлениями и усилиями. Это усилия сатаны, старающегося истребить Церковь физически. Но мы знаем, что это ему никогда не удастся. Хотя это сделать на самом деле не так уж и сложно: убей всех епископов — и не будет Церкви. Но Христос предупреждает: «будете иметь скорбь дней десять». Здесь под десятью днями подразумеваются десять эпох гонений. Десять лет, с 303 по 313 год, шла непрерывная кровавая бойня, когда каждый день казнили по несколько десятков тысяч человек. И далее Господь говорит: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2, 10), то есть если верен будешь Христу до самой смерти, то получишь награду — венец жизни, дающийся праведникам.22 Как говорил святой XIV века Николай Кавасила, Дух Святой является венцом жизни для тех, кто достиг спасения, кто верен до конца. «Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти» (Откр. 2, 11). Побеждающему не грозит вторая смерть. Если победите, то вам не страшна никакая смерть. Смерть первая — это отлучение души от тела, а вторая смерть — это вечное отделение от Бога. И она наносит величайший вред человеку, так как он остается со своим телом в вечности, но далек от Бога и пребывает в вечной гибели, в стране «мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, [где] темно, как самая тьма» (Иов. 10, 22). Кто победит, при условии верности Христу, того смерть обой 35 дет, тот будет избавлен от второй смерти. Таким образом, Господь дважды говорит, что мы не должны ни в каком случае волноваться, потому что в раю нет проигравших: или ты с Богом, или ты против Него. «И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Откр. 2, 12-13). Третья Церковь, к которой обращается Господь, — Пергамская. До наших дней сохранился город Пергам, известный тем, что там находился один из главных жертвенников Зевса23 и языческий храм Асклепия, которого почитали под видом змеи24. Город Пергам был городом неистового идолопоклонства, там люди кланялись злым духам и нечистой силе.25 Господь, обращаясь к Ангелу Пергамской Церкви, сказал: «Так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч» (Откр. 2, 12).