Kniga Nr1052

См. выше типологию Старка и Бэинбриджа.

Niebuhr R. Я. The Social Sources of Denominationalism. New York & London : A Meridian book, 1975. S. 18—21. Becker H. Sociologie als Wissenschaft vom Socialen Handeln. Wurzburg : Holzner Verlag, 1959. S. 190.

49

В настоящее время большинство ученых мира признают реальность превращения разных типов религиозных групп друг в друга. Однако сам факт признания таких трансформаций имеет далеко идущие последствия для самих HP Д. Многие из них претендуют на статус «Церкви» и «религии», ссылаясь при этом на продолжительность своего существования, рутанизацию харизматического лидерства, профессионализацию священства, выработку механизмов социализации подрастающего поколения, фиксацию вероучения и т. д. Нередко они получают соответствующее признание со стороны некоторых ученых. В этом смысле показательны работы российского религиоведа Иваненко С. И., в которых Свидетели Иеговы и кришнаиты представляются в качестве религий67. Так как никакой конечной инстанции по признанию и регистрации фактов трансформации сект и культов в Церкви и религии не существует и существовать не может по определению, сам вопрос в каждом конкретном случае обречен оставаться предметом профессиональной дискуссии в научных кругах и темой бурных политических, идеологических и правовых баталий, содержание которых по разному определяется историей и культурой разных стран мира.

Особый интерес представляет тот факт, что само стремление религиозных организаций к закреплению своего статуса в качестве «Церкви» может стать одним из основных факторов, влияющих на их действия по уничтожению собственных религиозных норм и практик, не принимаемых и не признаваемых окружающим обществом. Официальное упразднение института многоженства, отказ от доктрины политического царства Бога на Земле, признание равноправия негров с белыми у мормонов являются ярким примером проведения вынужденных внутренних изменений, предпринимаемых НРД ради получения признания со стороны государства и общества. Нередки, однако, и прямо противоположные случаи, когда известные НРД, претендующие на статус мировых религий и даже признаваемые некоторыми учеными в качестве таковых, выявляют однозначные тенденции всестороннего усиления сектантских характеристик68.

Под влиянием обозначенных теорий трансформации произошло функциональное закрепление сект и культов в системе

67Иваненко С. И. Кришнаиты в России: правда и вымысел. М.: Философская книга, 1998. 296 с; Иваненко С. И. О людях, никогда не расстающихся с Библией. М. : Республика, 1999. 271 с.

68Cole J. R. I. Fundamentalism in the Contemporary U.S. Bahai Community // Review of Religious Research. 2002. Vol. 43:3. S. 195—217.

50