«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
На сияющий падает снег***.
София у платоников неоднозначна - это план мироздания, идеальный образец космоса, архетип, а в некоторых случаях - световой двойник человеческой души. У Блока София - это, прежде всего, человеческая душа. Её ведёт за руку её спутник - Люцифер, ведёт, как Вергилий**** вёл Алигьери Данте***** по кругам ада.
* См, напр.: Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 1960. Т. 3. С. 347-359.
** Иванов Г. (1894-1958) - русский поэт.
*** Иванов Г. Собр. соч.: В 3 т. М, 1994. Т. 1. С. 313.
**** Вергилий (70-19 до РХ.) - римский поэт.
***** Данте А. (1265-1321) - итальянский поэт.
И вот перед нами явление Софии на Земле в виде «Прекрасной Дамы» (первый сборник стихов Блока называется «Стихи о Прекрасной Даме» [1904]). Поэт встречается с ней в каком-то безлюдном, как будто погребенном в царстве смерти, храме; там тишина и полумрак, там одиночество и ожидание, но, самое главное - в этом храме нет Бога; там все напоминает не о Боге, а о Софии, там все, по словам Блока, «только образ, лишь сон о Ней»*. И вот этот храм оказывается языческим капищем, воздвигнутым в честь вечной женственности, матери мира, многоликой богини, небесной Венеры Платона, у которой множество имен: Астарта**, Артемида**, Дурга**, Кали** и Геката**. «Прекрасная Дама» является и в образе умирающей королевы, во дворце которой в безмолвной скорби стоят вассалы, и кто-то в голубом, то есть в небесной одежде, оплакивает смерть королевы. Во дворце не только умирает повелительница, но всё вокруг бледнеет и гаснет, даже решётка окна окрашена в чёрный цвет. Мы видим метафизическую смерть бессмертной Софии***.
* Блок А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 1. С. 232,
** Астарта - древнесемитская богиня любви.
** Артемида - древнегреческая богиня охоты.
** Дурга - древнеиндийская богиня-воительница.
** Кали - древнеиндийская богиня мрака и гибели.
** Геката - древнегреческая богиня мрака и чародейства.
*** См.: Блок А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 1. С. 263.
В пьесе «Балаганчик»* поэт описывает некий театр, он как будто хочет сказать, что земной мир - это балаган с меняющимися масками. Человек - это паяц, играющий на подмостках, это Арлекин или Пьеро с раскрашенным лицом. Мир предстаёт перед поэтом в виде какой-то феерии или фантасмагории. В пьесе «Незнакомка»** Блок представляет поэтов своей эпохи, наиболее близких ему,- таких, как Верлен,- в виде завсегдатаев кабачка. Они, напившись допьяна, сидят за столом среди объедков и обмениваются банальностями. Блок показывает искусство, даже в самых утончённых формах символизма*** (вернее - изнанку этого искусства), как мусорную кучу. Поэт видит в иллюзорной красоте искусства пошлую брань и пьяные шутки. Следует другая картина: София, яркая звезда, сорвавшись с неба, падает на землю и превращается в Незнакомку. А в стихотворении «Незнакомка»**** поэт видит её в загородном ресторане, чуть ли не в том же кабаке, чуть ли не среди тех же пьяных. Это уже воплощённая София, заключённая в чуждую ей материальность, но в то же время сохранившая следы прежней неземной красоты.
* См.: Блок А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 4. С. 7-21.
** См.: Там же. Т. 4. С. 72-102.
*** Символизм (1870-1910) - направление в литературе и искусстве.
**** См.: Блок А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 2. С. 185-186.