«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
В стихах из цикла «Пузыри земли»* душа попадает в демоническую сферу, она полностью овеществляется, становится частицей космоса. Жизнь - всего-навсего пузыри, возникающие на поверхности «пучины тряской». Иногда София является в образе женщины, упавшей на самое дно жизни, это - блудница, которая, сбросив с себя одежды, пляшет перед толпой на площади**.
* См.: Блок А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 2. С. 8-25.
** См., напр.: Там же. Т. 1. С. 508.
Нетрудно увидеть в этом намёк на розенкрейцерский девиз: «Чтобы познать добро, нужно до конца познать грех». Это - диавольская диалектика ордена, к которому принадлежал Блок. Но поэту мало превратить Софию - человеческую душу - в уличную проститутку, он, как розенкрейцер, хочет выпить чашу греха до конца. И он доходит до глубочайшего, уже метафизического, дна: он глумится над Божией Матерью в цикле стихов «Арфы и скрипки»*, глумится так, как это делал другой известный розенкрейцер, антропософ** Рудольф Штейнер***. В этом цикле Блока миннезингер**** «Прекрасной Дамы» превращается в Мефистофеля - демона. В мистической символике розенкрейцеров одеяние души состоит из трёх цветов: белого, красного и зелёного. Белый означает невинность и чистоту; красный - грех во всех его проявлениях; зелёный - мудрость, которую человек приобрёл через сравнение невинности и греха, а в некоторых случаях через синтез добра и зла.
* См.: Блок А. Собр. соч.: Б 8 т. Т. 3. С. 158-226.
** Антропософия - оккультно-мистическое религиозно-философское учение.
*** Штейнер Р. (1861-1925) - немецкий философ-мистик, основатель антропософии.
**** Миннезингер - немецкий средневековый рыцарский поэт-певец.
Последнее произведение Блока - знаменитые «Двенадцать», которые представляют собой, как мы уже говорили, розенкрейцерскую мистерию, как бы мрачный апофеоз всей блоковской поэзии. Место Христа занимает Люцифер. Его двенадцать апостолов - двенадцать красногвардейцев, залитых кровью, это, по идее розенкрейцеров,- заключительный акт истории: восстановление Люцифера в его правах; Люцифер снова становится солнечным духом, а затем отдает царство своё вулкану - вечному огню. «Стихи о Прекрасной Даме» как будто нарисованы белой акварелью - это снежинки, которые, касаясь земли, превращаются в грязь. А розенкрейцерские мистерии - такие, как «Роза и Крест»* и «Двенадцать»,- написаны багряной краской. Это - огонь пожарищ и человеческая кровь. Блок попытался водрузить на чело Люцифера венок из белых роз, но синтеза не состоялось. Мудрость, которую сатана обещал розенкрейцерам, для Блока обратилась безумием, Поэт умер, исповедовав читателю в поэме «Двенадцать», что для него, Блока, Христом является Люцифер.
* См.: Блок А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 4. С. 168-246.
«Чёрная музыка» Блока очаровывала сердца людей именно потому, что касалась мистических пластов души человека, но мало кто слышал в его стихах змеиную песню Эосфора-Люцифера*.
* Эосфор (греческое) - то же, что Люцифер.