«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

В стихах из цикла «Пузыри земли»* душа попадает в демоническую сферу, она пол­ностью овеществляется, становится части­цей космоса. Жизнь - всего-навсего пузы­ри, возникающие на поверхности «пучины тряской». Иногда София является в обра­зе женщины, упавшей на самое дно жизни, это - блудница, которая, сбросив с себя одежды, пляшет перед толпой на площади**.

* См.: Блок А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 2. С. 8-25.

** См., напр.: Там же. Т. 1. С. 508.

Нетрудно увидеть в этом намёк на розенк­рейцерский девиз: «Чтобы познать добро, нужно до конца познать грех». Это - диавольская диалектика ордена, к которому принадлежал Блок. Но поэту мало пре­вратить Софию - человеческую душу - в уличную проститутку, он, как розенкрейцер, хочет выпить чашу греха до конца. И он до­ходит до глубочайшего, уже метафизического, дна: он глумится над Божией Мате­рью в цикле стихов «Арфы и скрипки»*, глумится так, как это делал другой извест­ный розенкрейцер, антропософ** Рудольф Штейнер***. В этом цикле Блока миннезин­гер**** «Прекрасной Дамы» превращается в Мефистофеля - демона. В мистической символике розенкрейцеров одеяние души состоит из трёх цветов: белого, красного и зелёного. Белый означает невинность и чистоту; красный - грех во всех его про­явлениях; зелёный - мудрость, которую человек приобрёл через сравнение невин­ности и греха, а в некоторых случаях через синтез добра и зла.

* См.: Блок А. Собр. соч.: Б 8 т. Т. 3. С. 158-226.

** Антропософия - оккультно-мистическое рели­гиозно-философское учение.

*** Штейнер Р. (1861-1925) - немецкий философ-мистик, основатель антропософии.

**** Миннезингер - немецкий средневековый рыцар­ский поэт-певец.

Последнее произведение Блока - знаме­нитые «Двенадцать», которые представля­ют собой, как мы уже говорили, розенкрей­церскую мистерию, как бы мрачный апофе­оз всей блоковской поэзии. Место Христа занимает Люцифер. Его двенадцать апос­толов - двенадцать красногвардейцев, залитых кровью, это, по идее розенкрейце­ров,- заключительный акт истории: вос­становление Люцифера в его правах; Люцифер снова становится солнечным духом, а затем отдает царство своё вулка­ну - вечному огню. «Стихи о Прекрасной Даме» как будто нарисованы белой акварелью - это снежинки, которые, касаясь земли, превращаются в грязь. А розенкрейцерские мистерии - такие, как «Роза и Крест»* и «Двенадцать»,- написаны багряной краской. Это - огонь пожарищ и человеческая кровь. Блок попытался водрузить на чело Люцифера венок из белых роз, но синтеза не состоялось. Мудрость, которую сатана обещал розенкрейцерам, для Блока обратилась безумием, Поэт умер, исповедовав читателю в поэме «Двенадцать», что для него, Блока, Хрис­том является Люцифер.

* См.: Блок А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 4. С. 168-246.

«Чёрная музыка» Блока очаровывала сердца людей именно потому, что касалась мистических пластов души человека, но мало кто слышал в его стихах змеиную пес­ню Эосфора-Люцифера*.

* Эосфор (греческое) - то же, что Люцифер.