«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
**** Вивекананда С. (1863-1902) - индийский общественный деятель и философ.
На этой «таможне» интеллигенту предлагают стать членом сразу всех Церквей и адептом сразу всех религиозных учений. Какой соблазн для мечтательного гигантизма интеллектуала! Если же он поймёт, что универсальной религии не существует и что обещая открыть какие-то «тайны древней мудрости», его просто водят за нос, и увидит, что между христианством и остальными религиями лежит непреодолимая пропасть, тогда-то он пройдёт через эту «таможню», пройдёт, но... опять на его пути демон воздвигнет новое препятствие.
Очередная «таможня», где досмотр производят с чрезвычайной строгостью и тщательностью,- это экуменизм. Человеку говорят, что христианство едино, оно заключается в личности Христа и Его учении, что для человека главное - исполнение евангельских заветов, а конфессиональные различия представляют собой исторические недоразумения. Его уверяют, что содержание Православия - такое же, как в католицизме, протестантизме и различных сектах, и что долг христианской любви в том, чтобы не разделяться, а соединяться, что человек духовной культуры должен стать выше конфессиональных различий... Сердцу интеллигента особенно трудно устоять перед этим искушением: интеллигент ещё не вошёл в Церковь, а ему уже предлагают стать над Церковью, он еще не выбрал конфессию, а ему предлагают участвовать в объединённой конфессии. Какой соблазн: отцов Церкви можно объявить невежественными людьми, которые не поняли хорошо, в чём состоит смысл христианства, а его, как культурного, просвещённого человека, следует сделать арбитром в вековых исторических тяжбах,- арбитром, который разъяснил бы представителям Православия, как малым детям, что они ошибаются, что надо почувствовать себя просто христианином, делать людям добро, и этого достаточно, а на всё остальное не стоит обращать внимания.
Экуменизм считает, что ни Православная Церковь, ни другие конфессии или религиозные организации и секты не обладают самопознанием и поэтому им надо открыть глаза на самих себя и объяснить, что все они одно и то же, как изображение одного лица во множестве зеркал. Если интеллигент не поддастся на эту утопию, вернее - уловку, и не захочет поверить, что святые, отразившие в себе дух и любовь Церкви,- такие, как святители Афанасий Александрийский*, Николай Мирликийский**, великие Каппадокийцы*** и другие, прославившиеся в борьбе с еретиками, могли быть провокаторами против любви Христовой и единства Церкви; если не захочет поверить, что Вселенские Соборы, где были выкованы догматы Церкви и определен ее канонический фундамент, представляют собой «черную гвардию», которая «расстреливает» анафематизмами своих братьев по вере только за то, что они вместо «а» сказали «о», и если, пройдя через эту «таможню», интеллигент приблизится к самим вратам Церкви, то его ждет еще одно искушение.
* Афанасий Александрийский, сет. (t373) - отец Церкви.
** Николай Мирликийский, сет. (t ок. 345) - учитель Церкви.
*** Каппадокийцы - имеются в виду святители Василий Великий (t 379), Григорий Богослов и Григорий Нисский (после 394).
Искушение из тех, на которые столь богаты «хамелеоны» от религии, которые приняли «окрас» Православия, однако исподтишка выступают против основ Церкви. Эти «хамелеоны» проникли в издательства, в том числе церковные, в прессу, в том числе церковную, в учебные заведения, в том числе духовные, а некоторые даже занимают академические кафедры. «Хамелеоны» не так просты, чтобы сразу же высказать своё истинное лицо, они шумно выражают свою приверженность Православию. Иногда они даже полемизируют между собой, чтобы скрыть своё родство и землячество, но их всех объединяет одна цель: посеять сомнения в источниках Православия, в Библии, как в Откровении Божием, и в Церкви, как хранительнице Откровения. «Хамелеоны» хотят опровергнуть теорию креационизма, заявляя о необходимости примирения Библии с наукой, а по сути дела, переводят Священное Писание на рельсы эволюционизма. Они хотят внушить сомнение в подлинности Библейских Книг, приписывая их другим, позднейшим авторам (эту же тактику они применяют по отношению к святоотеческим творениям, называя авторов Псевдо-Дионисиями, Псевдо-Макариями, Псевдо-Василиями и так далее). То есть «хамелеоны» хотят уверить читателей и студентов, что некоторые святоотеческие произведения недостоверны, что наука доказала их подложность, и таким образом дискредитировать патрологию, а заодно и саму Церковь, которая якобы не может отличить истины от лжи. Обычно они утверждают, что и сами библейские тексты, включая Новый Завет, подверглись интерполяциям (вставкам) и искажениям, следовательно, можно сомневаться в любой фразе Священного Писания. Поверив этому, человек остаётся без твёрдых критериев истины. Здесь начинается религиозный скепсис и индифферентность к Церкви.
Если же и это искушение будет преодолено, и человек скажет: «Я чувствую благодать в Церкви, я ощущаю реальность этой благодати в Таинствах, поэтому я верю, что в Церкви действует Дух Святый, Дух Истины, и Церковь не может ошибаться»,- тогда «хамелеоны» говорят: «Ты полностью прав; мы рады, что ты пришел к вере в Церковь, мы также верим в Церковь и в то, что вне Церкви и вне Голгофской жертвы нет спасения. Только подумай; что такое Церковь? Ты сам сказал, что познал Церковь, как присутствие Духа Святаго, а разве Дух Святый обитает только внутри стен храма, ограниченный от всего мира камнями, разве Он действует только по разрешению и решению священника, разве Он ограничен обрядами и Таинствами? Ведь Дух Святый всесвободен; Он весь во всём. Ты правильно сказал, что спасение в Церкви, но ты ограничил её, поэтому сам того не замечая, унизил; Церковь не только там, где служатся молебны и накрывается поминальные столы. Дух Святый ищет достойных людей, которые делают Добро и стремятся к правде, они в Церкви, хотя бы и не сознавали этого, они искуплены Христом, хотя бы даже не верили во Христа, они исполнили заветы Евангелия, хотя бы и не читали Евангелия. Они слушались своей совести, поэтому на том свете узнают Христа, как своего Спасителя, а Христос их примет, как Своих детей. Это и будет истинная Церковь, а границ её на земле мы пока не знаем, это - тайна».
Затем они патетически восклицают: «Церковь всегда там, где творится добро, Церковь кончается там, где делается зло. То, что вы считаете исторической Церковью, на самом деле есть отделившаяся ветвь, которая держится духом конфессиональной гордыни. Мы не против исторической Церкви, мы находимся в ней, но тем не менее мы себя ею не ограничиваем: ведь нельзя ограничить географической картой мир, в котором живёшь». Это - серьёзное искушение для современного интеллигента, которого пугают такие выражения, как «узость мышления», «конфессиональная непримиримость», «фанатизм» и тому подобное. Интеллигенту к тому же говорят: «Неужели тебе не жалко тех, кто остался вне Церкви и поэтому не спасётся?». И тот отвечает: «Разумеется, жаль». Тут же следует вопрос, направленный, как стрела Париса в пяту Ахилла: «Если тебе их жаль, неужели Богу их не жаль, неужели у тебя любви больше, чем у Бога, или, по-твоему, Бог не всемогущ?». Эти вопросы вызывают у интеллигента, воспитанного в духе гуманизма, прямой шок. Но ведь на эти вопросы богословие давно дало ответ: человек не предмет, а личность, поэтому спасение человека невозможно вне личности самого человека. Блаженный Августин* говорит, как бы от лица Господа: «Я создал тебя без тебя, но не могу спасти тебя без тебя»**.
* Августин, блж. (f 430) - учитель Церкви.
** Augustinus. Sermo 169 // Opera omnia: In 15 v. P., 1831. V. 6. Col. 923. (PL, 38).
Христос свидетельствовал о том, что Его ученики представляют собой малое стадо, то есть они будут малочисленны, подразумевая не тех, кто носит название христианина, а тех истинных христиан, кто идёт по узкому и тернистому пути (Мф.7,13-14).