«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Прародительский грех - это действующая динамическая сила. Он проявляется не после образования человеческого существа, а уже в процессе его образования. У эмбриона еще нет головного мозга и сердца, но грех уже вошёл в него и отравил его существо. Первородный грех содержит в себе «программу» всех грехов, поэтому человек в своей греховной природе действительно грешен во всём. В нём отражены грехи всего человечества так, как море отражается в каждой капле своей воды. Некоторые считают, что в человеке грех существует потенциально и проявляется только при определённых обстоятельствах. Но это не так: он активно действует в тёмных недрах человеческой души, но мы фиксируем его только тогда, когда он проявляется в виде помыслов и греховных образов в области нашего сознания. Так и ядовитую змею мы можем заметить только тогда, когда она высовывает из своей норы голову наружу и шипит на нас.
Грех внедрился в нашу душу, стал как бы её свойством и поэтому требует себе пищи. Если грех был бы чужд человеку, то человек, однажды испытав его горечь, боялся бы его, как боится змеи и инстинктивно обходит её стороной. Но человек забывает о демонической мощи греха и возвращается к нему снова. Однако существует и еще одна сторона греха: когда человек сознательно, через грех, общается с сатаной: на этом основаны ритуалы чёрной магии.
В чём, например, пленяющая сила поэзии Шарля Бодлера* и Артюра Рембо*? В их сатанизме. Почему интеллигенция так жадно читает Жориса Карла Гюисманса* и Валерия Брюсова* («Огненный ангел»*)? Потому что интеллигенция хочет постичь секреты магии или по крайней мере подышать одним воздухом с сатаной. Почему Блок был назван Галактионом Табидзе* «королем» поэтов?
* Бодлер Ш. (1821-1867) - французский поэт.
* Рембо А. (1854-1891) - французский поэт.
* Гюисманс Ж.-К. (1848-1907) – французский писатель и критик.
* Брюсов В. (1873 -1924) - русский писатель и поэт.
* См., напр.: Брюсов В. Огненный ангел // Coбр. соч.: В 7 т. М., 1974. Т. 4. С. 7-327.
* Табидзе Г. (1892-1959) - грузинский поэт.
Потому что в скрытых символах его поэзии (которых большинство не понимает, но, какими-то подсознательными ассоциациями, чувствует) явлен дух богоборчества, одновременно лиричного и ожесточенного. Напомним: «Стихи о Прекрасной Даме» - это история отпадения души от Бога, это опустевший храм, в котором нет Христа. Вторым персонажем, после персонажа первого - одинокой души, «падшей звезды», выступает уличный паяц - раскрашенный клоун, который олицетворяет собой насмешку над святыми. В стихотворении «Незнакомка» незнакомка - «Прекрасная Дама», «падшая звезда» - появляется в кабаке среди пьяной толпы. Некоторые считают названное стихотворение «бессмертной балладой», однако перед нами - мистическое обручение души с сатаной. Последние, заключительные слова этой мистериальной «баллады»: «Истина - в вине»*, то есть истина - в грехе.
* Блок А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 2. С. 186.
Наши романтически настроенные интеллигенты хотят видеть в этом стихотворении возвышенное, но его смысл лучше поняли «ночные феи» Петрограда, которые обращались к прохожим со словами: «Я - "незнакомка", хотите, познакомимся». В другой раз душа предстаёт в образе цыганки Фаины, которая своей бешеной пляской «заслонила... всех подруг»*. В драме «Роза и Крест» верность и честь изображены в виде уродливого рыцаря Бертрана, который защищает «Даму», распутницу-изменницу: рыцарь стоит на страже, когда «Дама» совершает разврат, и умирает, защищая своей грудью чужой грех**. Стихи «Арфы и скрипки» - это агония Блока как поэта и как человека. После поэтической «клинической смерти», продолжавшейся несколько лет, его талант снова вспыхнул демоническим светом в поэме «Двенадцать», которая, как мы уже говорили, представляет собой розенкрейцерскую мистерию, разыгравшуюся в снежной ночи Петрограда. Пьяную ватагу красногвардейцев, забрызганных кровью, возглавляет Люцифер в образе Христа. По розенкрейцерскому учению, Люцифер должен занять место Христа. Этому падшему ангелу - тайно и явно - всю жизнь служил Блок, стихи поэта заставляли как бы эхом звучать люциферианские струны в глубинах человеческой души.
* Блок Л. Собр. соч.: В 8 т. Т. 2. С. 254.