«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Ответ: Это такое расположение души, когда человек ощущает, что для него другого пути уже нет, что это единственный путь, когда человек уже не выбирает, когда выбор как таковой отсутствует. Но, в общем, в этом отношении надо быть осмотрительным. Раньше монашество давалось после многочисленных испытаний, притом трудных испытаний, только пройдя через них, как проходят через фильтр, пришедшие в монастырь могли остаться там и принять монашество. В этом отношении лучше проявить медлительность, чем поспешность, а монашескую жизнь надо начинать уже здесь в миру.

Вопрос: Как приобрести надежду на Бога и собственную

безнадежность?

Ответ: Этот вопрос близок к вопросу: как приобрести

смирение. Один из способов приобрести надежду - это благодарить Господа за все благодеяния, которые совершает Он над нами каждый день. В жизни каждого человека есть множество поразительных случаев помощи Божией, когда казалось бы нет надежды, когда казалось человек оставлен, в каком то тупике, и вдруг приходит нежданная помощь. Но, чаще всего, мы забываем об этом, иногда даже не поблагодарим Бога, и благодеяния Бога как будто написаны на воде; они стираются из нашей памяти, мы забываем о них. Поэтому гаснет наша надежда, а если мы будем помнить о благодеяниях, я даже дерзну сказать о чудесах Божиих, которые проявляются в жизни каждого человека, каждого из нас, то мы будем знать что Господь близок к нам, что Он не оставляет нас ни в каких ситуациях. Мы оставляем Его, но Он всегда с нами.

Вопрос: Во время молитвы приходят разные страшные слова, иногда даже богохульные; это от моего сердца или...? как мне избавиться от них?

Ответ: Избавиться от этого очень просто – надо помнить, что мысли кощунственные, богохульные, не от нас, а от демона. Они похожи на лай собак за окном; мы слышим лай, но ведь не должны думать, что это наш голос. Так и эти мысли, они не наши. К нам могут придти греховные мысли от наших страстей, но богохульные мысли на молитве это от дьявола. Теперь как различить эти мысли? Наша страстная мысль дает на какое-то мгновение удовольствие. Мы переживаем некое наслаждение от греховной страстной мысли, хотя это наслаждение потом меняется чувством отвращения, потери и т.д. Но мы переживаем момент наслаждения, а в богохульной мысли этого момента нет, там сразу испуг. Это доказательство, что оно не от нас и не наше. Надо сказать «не соизволяю» и затем спокойно продолжать молиться.

Вопрос: Отец, как думаете, будет ли у клонированного человека

бессмертная душа и кто ему этого даст? Бог?

Ответ: Я думаю, что клонированного человека вообще не будет.

Вопрос: В Грузии, на протяжении веков, прерывалась ли монашеская жизнь?

Ответ: Монашество это особое призвание, это религиозный максимализм: когда человек хочет сконцентрировать все свои силы на самом главном, когда человек хочет посвятить и отдать себя Богу. Поэтому монашество, как таковое, никогда не прекращалось, оно никогда не прекратится, но в монашеской жизни очень важны традиции и, к сожалению, эти традиции были насильственно и искусственно прерваны. Поэтому теперь начинается возрождение монашества, монашеской жизни - как монастырской жизни, и конечно здесь будет много трудностей, которых не было бы, если эта преемственность существовала. Поэтому надо не спешить осуждать современных монахов; они находятся в не­благоприятных условиях уже потому, что опыт, который передавался устно и личным примером, прервался, этот опыт потерялся. Его восстанавливают снова, его надо восстановить снова. А так монашество, как внутреннее стремление к Богу, как первая из высших заповедей «Возлюби Господа от всего сердца» который поглощает все остальные, будет существовать всегда и будет потребностью определенных людей, при том потребностью неистребимой.

Вопрос: Как искупить непростительный грех?

Ответ: Святые отцы сказали: «непростительный грех - это грех