«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Предо мною другие поэты -
Предтечи***.
*** Бальмонт К. Стихотворения. Л., 1969. С. 232.
Явно клиническая картина мании величия. Далее Бальмонт говорит, что его поэтическое мессианство в том, что он впервые открыл в речи «перепевные, гневные, нежные звоны». Вот один из образцов этих фонетических «перепевов»:
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
«Звон» слова - это его внешняя красота, и в то же время звенит то, что пусто внутри.
Футуризм* и сюрреализм** - это эстетизм в негативе, они построены на искусственной ломке форм, и поэтому из-за своей эстетической (или антиэстетической) программы они также принадлежат к сказочному царству формы.
* Футуризм (1910-1920) - авангардистское направление в европейской литературе и искусстве.
** Сюрреализм (1920-1930) - авангардистское направление в европейской литературе и искусстве.
Напротив, церковный обряд, к которому так скептически относится интеллигенция, содержит в себе огромную духовную информацию, как бы концентрированное содержание, и имеет глубокий смысл. В церковном богослужении через символы и образы проявляется и повторяется священная история мира. Каждый богослужебный цикл - это явление Библии из прошлого и будущего в настоящее. Здесь как будто все события проходят по сферической поверхности вращающегося духовного круга. Во время богослужения небо и космос заключены в пространстве храма, и через символические обряды мы включаемся в реальность духовного мира. Поэтому не интеллигенция может упрекнуть нас, верующих, в обрядоверии, а мы интеллигенцию - в фетишизации формы в искусстве.
И наконец, клеветническое обвинение, на которое и не стоило бы отвечать,- в том, что «возрождение Православия может привести страну к фашизму». Ни одна православная страна на протяжении своей истории ещё не была фашистской, да и не может таковой стать, несмотря на бредовые инсинуации врагов Православия.
Фашизм основан на антихристианской идеологии. Лидеры фашизма органически ненавидели христианство. Бенито Муссолини* был редактором газеты, представлявшей одну из атеистических секций Второго Интернационала** в Италии. Адольф Гитлер***, преследуя все христианские конфессии, наиболее жестоко притеснял Православную Церковь, например на Балканах.
* Муссолини Б. (1883-1945) - итальянский политический деятель.
** Второй Интернационал (1889-1914) - международное объединение социалистических партий.
*** Гитлер (Шиклъгрубер) А. (1889-1945) - немецкий политический деятель.
(В оккупированной части России Гитлер разрешал открытие церквей, но лишь для того, чтобы создать впечатление, что он является антагонистом большевистской идеологии, а в дальнейшем он собирался уничтожить Православие и заменить его язычеством.) Гитлер говорил, что главная задача его жизни - борьба против двух евреев - Маркса и Христа, словно забывая о том, что «шеф мировой революции» был не меньшим врагом Христа, чем сам фюрер.
У фашизма была своя, арийско-тибетская, мистика и свои, языческо-оккультные, обряды. Главным идолом этого тевтонского пантеона был верховный бог Во-Дан (Вотан), мечущий копьё,- божество войны, а местом паломничества фашистских главарей являлись гробницы двух королей: Фридриха Барбароссы* и прусского короля-вольтерьянца Фридриха II, названного Великим.
* Фридрих I Барбаросса (ок.1125-1190) - германский король и император.
Идеологией фашизма в огромной степени было учение Фридриха Ницше* о сверхчеловеке, об избранных нациях, о том, что единственное нравственное понятие - сила, которой дозволено всё. Учение Ницше можно выразить в двух словах: «Бог умер».
* Ницше Ф. (1844-1900) - немецкий философ.