«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Эти слова Богородицы песнотворец заимствует из Евангелия от Луки: Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? (Лк. 1:34). Сказала же Дева так, не потому, что она не поверила словам Ангела, но потому, что она, будучи мудрой и разумной, желала узнать способ сего события, как изъясняет это священный Феофилакт. Поскольку ранее такого подобного чуда никогда не происходило, да и после сего никогда более не случится. Поэтому и Ангел не осуждает Её, как осудил Захарию, наказав его молчанием, но только объясняет Ей способ такого зачатия.

Григорий Нисский в похвальном слове на праздник говорит следующее: «Как будет мне это, когда я мужа не знаю? Иосиф обручник мой, но не муж. Сочетание в браке достигло лишь обручения. Как же без брака зачатие мне будет возможно? Как же без сеятеля я плод возрастить сумею? Разве на мне первой порядок в природе меняется? Или меня ради первой закон естества изменяется? Только ради меня одной необычный путь деторождения обретается? Ради меня одной древний способ рождения обновляется? Дай мне яснее понять слов твоих тайну, о Ангеле. Ты расскажи мне о способе, того, что тобой изглаголано. Ты объясни мне силу доброго твоего благовеста. Направь меня к разумению странного сего рождения, чтобы узнать хоть немного мне то таинство, которое мною будет рождено. И узнать мне, как невозможное сделается возможным. Узнать, как неосуществимое некоем образом осуществляется, и как недостижимое может стать достижимым. Услышать, как новое что-то и большее благодатью в естество наше вносится, или понять, как естество наше человеческое благодати служит божественной» (Вероятно, здесь вкралась ошибка, поскольку данное слово принадлежит Иоанну Златоусту).

Также Златоречивый Иоанн говорит следующее изящные слова: «Не требуй, говорит он, естественного порядка, когда это событие сверхъестественное; не думай о браке и болезнях рождения, когда этот способ рождения выше брака. Как будет это, говорит она, когда Я мужа не знаю?

Но потому и будет это, что ты не знаешь мужа. Если бы ты познала мужа, то не удостоилась бы послужить этому делу; таким образом, почему ты не веришь, потому самому и веруй; не удостоилась бы ты послужить этому делу не потому, чтобы брак был зло, но потому, что девство лучше» (Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам, Том 3, книга первая, беседа 32).

Песнь 3. Тропарь 2.

Ангел возопи: Ищеши от мене уведети Дево, образ зачатия Твоего, но той несказанен есть, Дух же Святый зиждительною силою осенив Тя совершит.

Толкование

Этот тропарь произносится от лица Ангела к Деве, и взят он из Евангелия от Луки. Ибо когда Дева вопрошала о способе зачатия Божественного Слова, то Архангел Гавриил сказал Ей: Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя (Лк. 1:35).

Так, песнотворец говорит следующее: «Ты, Приснодева Мариам, ищешь и желаешь от меня узнать, каким способом произойдёт в Тебе зачатие Единородного Сына и Слова Отчего. Но знай, однако, что способ зачатия Твоего несказуем и невозможно его объяснить ни человеческими языками, ни ангельскими. Но Дух Святой, осеняющий Тебя, и покрывающий Тебя со всех сторон и окружающий, созидающей силою Своей, задействует в Тебе зачатие, то есть сделает так, чтобы Ты зачала Сына Божия во утробе Своей».

И хотя песнотворец был вынужден изменить приведённые выше евангельские слова соответственно гласу тропаря, но толкование этого тропаря всё же таково, как говорит блаженный Феофилакт: «Дух Святый найдёт на Тебя, устрояя утробу Твою плодоносной и созидая плоть для единосущного Слова. И сила Всевышнего осенит Тебя, то есть Сын Божий, ибо Христос, по словам апостола Павла, есть сила Божия (1 Кор. 1:24). Он покроет Тебя, окружит Тебя со всех сторон. Ибо как птица осеняет совершенно своих птенцов, накрывая своими крыльями, так сила Божия объяла Деву совершенно; сие и значит осенить».

Как говорит Иоанн Дамаскин: «Действительно, после того, как Святая Дева выразила своё согласие, по слову Господню, возвещённому Ангелом, сошёл на неё Дух Святый, очистил её и даровал ей силу как принять в себя Божество Слова, так и родить. Тогда осенил её, как бы Божественное семя, Сын Божий, ипостасная Премудрость и Сила Всевышнего Бога» (Точное изложение православной веры, книга третья, глава вторая).

А Григорий Палама говорит так: «Ибо Ты воистину свята еси и благодатна, Дево. Дух же Святый, в Свою очередь, сойдёт на Тебя, чрез более возвышенное прибавление освящения, устрояя и предуготовляя в Тебе Божие действие, и сила Вышняго осенит Тебя, подкрепляя Тебя и вместе – осенением и соприкосновением сама в Тебе создавая человеческое естество» (Омилия 14 На Благовещение).

Как же понимать то, что Дух Святой созидательной силой соделывает зачатие в Деве? Послушай внимательно, так как здесь очень глубокий смысл.

Святитель Василий Великий, изъясняя слово, сказанное ангелом обручнику Иосифу Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; (Мф. 1:20), говорит следующее: «Когда говорится, что кто-то есть от кого-то, этим указывается на то, что этот кто-то происходит от кого-то либо созидательно (как к примеру, Един Бог Отец, из Негоже вся (1 Кор. 8:6), так как всё было созидательно сотворено Богом Его сущностью, Его силой и Его энергией), либо через рождение (как Сын рождён от Отца по сказанному: Из чрева прежде денницы родих тя (Пс. 109, 3); добавь здесь также через исхождение, как Дух Святой исходит от Своего Отца), либо по естеству, как наши действия совершаются нами самими, или как солнечное сияние происходит от самого солнца, или, если говорить ещё яснее, как действие от самого совершающего это действие; ибо всякое действие божественное происходит от Бога».