Морозова Елена Германовна , кандидат химических наук Введение в естествознание (учебное пособие) Рецензент: кандидат геолого-минералогических наук, священник Константин Буфеев Учебное пособие представляет собой курс естествознания, который мо­жет быть использован в системе высшего гуманитарного и среднего общего образования.

Вплоть до XIX столетия естествознание было слабо дифференцировано, отсутствовали многие его отрасли. Еще в XVIII веке в качестве сформировавшихся, самостоятельных наук существовали лишь механика, математика, астрономия и физика. Химия, биология, геология находились лишь в про­цессе становления. В такой ситуации натурфилософия, строя общую картину природы, стремилась заменить собой отсут­ствующие естественные знания.

Характерной чертой древнегреческой натурфилософии является космоцентризм. Это проявилось, в частности, в древнегреческой концепции космоса, для которой к тому же характерен налет прежних мифологических представлений о мире. Понятие космоса имело для древних греков суще­ственно иной, отличный от нынешнего понимания смысл. Само слово «космос» первоначально означало «порядок» и применялось к обозначению воинского строя или государ­ственного устройства. Вместе с тем уже в VI -V вв. до н. э.

появляется понимание космоса как вселенной, как окружа­ющего человека мира, как природы. При этом космос пред­ставлялся древним грекам как своеобразная проекция живой природы или человеческого общества. Это означало, что об­раз космоса, сложившийся у древних мыслителей, наделял­ся либо качествами, присущими живым существам (напри­мер, рассмотрение космоса в качестве огромного чело­векоподобного организма)

, либо социальными качествами, отражавшими социальные отношения тогдашнего общества. Как во вселенной (космосе) древнегреческая философия об­наруживала человека, так и в человеке она увидела вселен­ную. Космос являлся как бы макро человеком, а человек — микрокосмосом. Такая точка зрения приводила к выводу о слиянии человека и вселенной. Другими словами, между при­родным миром, представляющимся древнегреческим мыс­лителям в виде упорядоченного и гармоничного космоса, и человеческим миром нет пропасти.

Человек выступает как часть всеобщего космического целого. В нем воплощены все те силы и «стихии», которые образуют космос. Представле­ние о «стихиях» как основных, простейших началах (элемен­тах), из которых слагается космос, возникло уже на первом этапе становления античной натурфилософии. Характеристика отдельных этапов развития натурфилософии Первый этап развития древнегреческой натурфило­софии начинается с VI в. до н. э.

Это был период, когда древ­негреческая цивилизация обрела господство в обширном ре­гионе, охватывающем юго-восточное Средиземноморье, Ма­лую Азию и часть черноморского побережья. К этому времени завершилось формирование древнегреческих городов-государств, в которых большое развитие получили торговля, ре­месленное производство, культурная жизнь.

Среди них выде­ляется Милет — главный город Ионийской колонии в Малой Азии, расположенный на побережье Эгейского моря. Через него проходили важные торговые пути из Греции в Азию. Го­род этот являлся также крупным культурным и политичес­ким центром, куда устремлялись видные философы, ученые, политические деятели того времени. Сформировавшаяся там Милетская школа натурфилософии оставила глубокий след в истории античной культуры.

По мере роста производи­тельных сил древнегреческого общества возрастало и значе­ние товарообмена. Появилось и получило развитие денежное обращение. Деньги начали функционировать как всеобщий эк­вивалент при обмене товаров. Было понятно, что различные по качеству товары можно, сопоставляя друг с другом, при­вести к общему денежному знаменателю.

Эта чисто эконо­мическая идея была затем распространена на природу. Как уже отмечалось, в рамках древнегреческой натур­философии появилась мысль о том, что все предметы окру­жающего мира состоят из простейших начал («стихий»). К таковым чаще всего относили огонь, воду, воздух и землю. При этом утвердилась также точка зрения, что существует, вообще говоря, лишь одно-единственное первоначало, из которого все возникло и все состоит.

Древнегреческий философ Гераклит Эфесский (544-'483 гг. до н.э.) предлагал, например, в качестве такого перво­начала огонь. «Этот космос, — писал он, — единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, в полную меру воспламеня­ющимся и в полную меру погасающим» [6]. При этом Герак­лит считал, что «все обменивается на огонь и огонь — на все, подобно тому как золото на товары, а товары на золо­то» [6].

В этом афоризме через сущность товарной экономи­ки раскрывается и античное понимание сущности природы. Подобным образом понимали основу мироздания и пред­ставители вышеупомянутой милетской школы. Ее основатель Фалес Милетский (ок. 625-547 гг. до н. э.) полагал, что на­чалом всего существующего является вода. Все возникает из воды и, в конце концов, обращается в воду, — учил он.

Нашу землю он сравнивал с островом, плавающим в океане воды. Фалес был одним из первых ученых античности, оставившим определенный след в истории астрономии и математике. Он получил известность благодаря предсказанию солнечного зат­мения, определению солнцестояний и равноденствий, откры­тию того, что Луна светит не своим светом. С его именем связывают нахождение способа измерения высоты пирамид по длине их тени.

Им были указаны Полярная звезда и ряд созвездий, что послужило руководством для мореплавания. Фалес ввел календарь, определив продолжительность года в 360 дней и разделив его на 12 тридцатидневных месяцев. Ученик Фалеса Анаксимен (ок. 585-524 гг. до н .э.) при­знавал за основу всего воздух, обладающий способностью разрежаться и уплотняться. Различной степенью его разре­жения и уплотнения он объяснял возникновение всех тел ок­ружающего мира.

Разрежаясь, воздух становится огнем окружающего мира, сгущаясь — облаками, водой и землей. Движение воздуха, порождающее многообразный мир, про­исходит вечно. Другой ученик Фалеса Анаксимандр (610-546 гг. до н. э.) пошел несколько иным путем. Он отказался принять за пер­вооснову мира какую-либо из вышеупомянутых четырех «сти­хий» (т. е. воду, воздух, огонь, землю)