Морозова Елена Германовна , кандидат химических наук Введение в естествознание (учебное пособие) Рецензент: кандидат геолого-минералогических наук, священник Константин Буфеев Учебное пособие представляет собой курс естествознания, который может быть использован в системе высшего гуманитарного и среднего общего образования.
Интереснейшей личностью, отразившей особенности культуры рассматриваемого периода, является греческий мыслитель Платон (427-367 гг. до н. э.), который не придавал особого значения экспериментам и полагал, что последние нередко препятствуют умозрительному познанию истины. Он считал, что подлинную сущность предметов и явлений мы не можем увидеть или почувствовать, а можем лишь постичь разумом.
Это положение легло в основу западной философии. Некоторые философы считают, что вся история европейской философии является серией примечаний к философии Платона. Он считал, что при отсутствии общих идей отдельные явления (частицы, фрагменты) теряют смысл. Под частицами мы понимаем самостоятельные предметы, нас окружающие. Целый пляж, например, является частицей.
Мы состоим из молекул, и молекулы — это тоже частицы. Мы как личности тоже являемся частицами. Платон говорил о том, что вне зависимости от того, о какого рода частицах идет речь, если не существует общих идей, высших понятий, частицы перестают иметь смысл. Согласно философии Платона, есть мир Правды, куда нужно бежать отдельной душе или небольшой кучке избранных — истинных философов.
А остальной мир так и обречен лежать во зле. Реальной действительностью, по Платону, является вечный мир идей. Во главе этого царства идей возвышается идея Блага или же Бог, созидатель, Устроитель мира. В своих произведениях «Пир», «Федра», «Государство» Платон пытается изобразить свои представления о величии и красоте божественной жизни.«Мир должен иметь свое начало.
Этим началом является вечный Творец» — пишет Платон в своем «Тимее». Таким образом, человеческая мысль приходит к необходимости существования Творца. Однако, холодный философский Бог Платона не мог наполнить смыслом жизнь людей. Одним из величайших ученых и философов античности, чья деятельность совпала с афинским периодом развития древнегреческой натурфилософии, был Аристотель (384-322 гг. до н. э.).
В отличие от Платона, который не придавал решающего значения чувственному опыту, а был убежденным сторонником чисто умозрительного постижения истины, — Аристотель уделял особое внимание именно эксперементаментальному познанию дейстителъности.. Получив образование в платоновской Академии, Аристотель создал впоследствии в Афинах свою собственную школу — Ликей, завоевавшую большую известность.
В круг естественнонаучных интересов Аристотеля входили математика, физика, астрономия, биология. Аристотель явился создателем формальной логики, которую он называл силлогистикой, ибо в основе ее лежали силлогизмы, т. е. такие умозаключения, когда из двух суждений (посылок) вытекает определенное следствие. Среди естественных наук ему удалось достичь наибольших успехов в изучении живой природы и ее классификации.
Он определил жизнь как способность к самообеспечению, а также к независимому росту и распаду. В своих исследованиях он упоминает несколько сот различных животных. Причем описывает многих из них с такой точностью и столь детально, что не оставляет сомнения в том, что это — его собственные наблюдения. Многие факты, изложенные Аристотелем, были «переоткрыты» в последующие века.
Следуя своему учителю — Платону, он, например, приписывал движению некоторое «врожденное» свойство, заставляющее все на Земле стремиться к своему «естественному месту». Поэтому, считал он, дым поднимается вертикально вверх, а камень падает вертикально вниз. Но несомненной заслугой Аристотеля было стремление к собиранию и систематизации знаний, накопленных в древнем мире.
Исходя из своих представлений об отраслях знания, он впервые попытался дать классификацию наук. С точки зрения Аристотеля, следует различать науки: теоретические (где познание ведется ради него самого), практические (дающие руководящие идеи для поведения человека) и творческие (где познание осуществляется для достижения чего-либо прекрасного).
Теоретические науки Аристотель разделил на три части: так называемую «первую философию», математику и физику. «Первая философия» посвящена неким высшим началам всего существующего, недоступным для органов чувств и постигаемым лишь умозрительно. В ведении математики находятся взятые в абстракции числовые и пространственные свойства тел. Физика изучает различные состояния тел в природе.
Аристотель сразу же противопоставил «первую философию» остальным наукам, отделив ее от наук, изучающих природный мир. Впоследствии, в I в. до н. э., древнегреческий исследователь творчества Аристотеля Андронник Родосский выделил ту часть его учения, которая была известна как «первая философия», и обозначил ее термином «метафизика», т. е. буквально — «то, что следует после физики».
С тех пор и вплоть до эпохи Нового времени под метафизикой понималось философское учение о сверхчувственных, недоступных опыту «первичных началах» бытия, т. е. учение, которое имело совершенно иной предмет, чем физика — наука о природе. В истории науки Аристотель известен также как автор космологического учения, которое оказало огромное влияние на миропонимание многих последующих столетий. Космология (учение о вселенной)
Аристотеля—геоцентрическое воззрение: Земля, имеющая форму шара, неподвижно пребывает в центре вселенной. Шаровидность Земли Аристотель выводит из наблюдений, сделанных им во время лунных затмений. Эти наблюдения показали круглую форму земной тени, надвигающейся на диск Луны. Только шаровидное тело, каким и является Земля, — объясняет Аристотель, — может отбрасывать в сторону, противоположную солнцу, тень, которая представляется темным кругом на лунном диске.