Морозова Елена Германовна , кандидат химических наук Введение в естествознание (учебное пособие) Рецензент: кандидат геолого-минералогических наук, священник Константин Буфеев Учебное пособие представляет собой курс естествознания, который мо­жет быть использован в системе высшего гуманитарного и среднего общего образования.

Но его научная деятель­ность протекала в период, когда Римская империя находилась в расцвете и включала в себя территорию Древней Греции. Птолемей по праву считается одним из крупнейших ученых античности. Он серьезно занимался математикой, увлекался географией, много времени посвящал астрономическим на­блюдениям. Главный труд Птолемея, носивший название «Ма­тематическая система», определил дальнейшее развитие ас­трономии более чем на тысячелетие.

В период упадка алек­сандрийской школы греческий оригинал этого сочинения был утерян. Сохранился только его арабский перевод, который много позднее, уже в XII веке, был переведен на латинский язык. Поэтому книга Птолемея дошла до нас под арабским названием «Альмагест». В этой книге нашла отражение ко­лоссальная работа, проделанная Птолемеем по созданию пер­вой математической теории, описывающей движение Солн­ца, Луны, а также пяти известных тогда планет на видимом небосводе.

В своем «Альмагесте» Птолемей рисует следу­ющую схему мироздания: в центре вселенной находится не­подвижная Земля. Ближе к Земле находится Луна, а затем следуют Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. Объясняя данный порядок планет, Птолемей исходил из пред­положения, что чем быстрее движется планета, тем ближе к она к Земле. Геоцентрическая система мира, на обоснование которой Птолемей потратил немало сил, просуществовала пос­ле его смерти чрезвычайно долго — целых 1375 лет — вплоть до опубликования знаменитого труда Н.

Коперника, заменив­шего эту систему на гелиоцентрическую. В послекоперников-скую эпоху Птолемея вспоминают главным образом как ав­тора отвергнутой наукой системы мира. Римская цивилизация является прямой предвестницей со­временного западного мира. От первых завоеваний Римской Республики и до сего дня ее юридические и политические идеи оказывали на европейскую науку и на весь западный мир сильнейшее влияние?

Рим был велик во многих отношениях, но он не располагал ответами на коренные вопросы, стоящие перед человечеством. Мышление римлян и их культура скла­дывались под сильным влиянием греческой философии, осо­бенно с тех пор, как в 146 году до Рождества Христова Гре­ция подчинилась римскому владычеству. И греки, и вслед за ними римляне пробовали создать общество, основанное на по­читании сонма богов.

Но богам этим недоставало величия, так как они были конечны, ограничены. Даже собранные вме­сте, боги эти не достигали бесконечности. Фактически боги греческого и римского мышления походили на людей, с пре­увеличенными по сравнению с обычными человеческими спо­собностями и в принципе ничем не отличались от живых муж­чин и женщин. В качестве одного из тысяч примеров можно вспомнить статую Геркулеса, изображенного пьяным и от­правляющим малую нужду.

Геркулес был покровителем Гер­куланума, разрушенного одновременно с Помпсями. Боги яв­ляли собой приумноженные человеческие свойства — не свойства божественные. У римлян, как и греков, не было бес­конечного бога. Из-за этого у них в мышлении отсутствовала необходимая точка отсчета, то есть у них не было чего-то достаточно большого и постоянного, с чем можно было бы соотносить мысли и бытие.

Соответственно, и их система ценностей была не настоль­ко прочной, чтобы выдерживать давление бытия, как в лич­ном, так и в политическом отношении. Все их боги, взятые вместе, не давали им достаточной основы для жизни, морали, ценностей и главных решений. Эти боги находились в зависи­мости от общества их создавшего, и, когда общество распа­лось, боги пали вместе с ним.

Таким образом, и греческий, и римский эксперименты в области социальной гармонии, осно­ванные на идеях идеального социального и политического ус­тройства, провалились, а человекоподобные боги были сла­бой основой, и Рим пал. Закат Римской империи совпал с при­ходом Христа в мир. Слабая жизнеспособность римской культуры только под­черкивала силу христианского мировоззрения.

Христиане ока­зались способными противостоять смешению религий, разнородных культов и верований. Сила христианства основыва­лась на знании о Боге который Сам пришел в мир и открыл Себя людям. Христиане получили всеобщую, абсолютную си­стему ценностей, благодаря которой можно жить и по отно­шению к которой можно судить об обществе. Особенности развития познания с появлением христианства Приход Христа в мир, вернувший человечеству смысл жизни, дал новый импульс процессу познания, придал особый смысл изучению Божьего творения.

Последовавшая за этим важнейшим событием в истории человечества эпоха Сред­них веков в Европе характеризовалась ростом церкви и уси­лением её влияния на всю духовную жизнь общества. Одна­ко, внедрение христианства в культуру человечества в свою очередь привело к искажению христианского учения рядом церквей под влиянием языческой культуры. В них начали по­являться приметы человеческой ограниченности: церковной власти оказывалось все большее предпочтение перед учением Библии.

Стало все сильнее утверждаться представление о спа­сении, основанное на человеческих оценках значимости Хри­ста, а не на Нем Самом. Все эти человеческие элементы культуры в принципе объединял один и тот же подход — при­сваивание человеком того, что принадлежит Богу. На протяжении эпохи Средневековья появлялись все но­вые и новые поколения ученых, стремившихся к познанию при­роды.

Усиление средневековых государств служило стиму­лом к развитию науки. Историческим примером этого слу­жит для нас средневековое государство Карла Великого, при котором власть церкви сравнялась по масштабу с государ­ственной властью. Ученые этого периода испытывали воо­душевление. Ремесленное производство интенсивно развива­лось. Во второй половине XI и XII веке возникла волна деловой активности, которая заложила основу для взрыва средневеко­вой культуры в тринадцатом столетии.

Росло население, про­исходило объединение деревень, поднявшее эффективность сельского хозяйства, планировка городов начала приобретать удобную прямоугольную форму. Даже крестовые походы спо­собствовали экономическому развитию. К 1100 году повсе­местно распространился тяжелый плуг, который историки на­зывают революцией в обработке земли. Итальянские города богатели в торговле с Востоком, а фламандские — благода­ря развитию текстильной промышленности.