Морозова Елена Германовна , кандидат химических наук Введение в естествознание (учебное пособие) Рецензент: кандидат геолого-минералогических наук, священник Константин Буфеев Учебное пособие представляет собой курс естествознания, который может быть использован в системе высшего гуманитарного и среднего общего образования.
Постепенно города освобождались от феодальных пут, в разной мере добиваясь политических свобод, олицетворением которых стали городские ратуши, возводившиеся в XIII и XIV веках. Помимо роста церкви, развития государственности и производства важным показателем развития культуры в период средневековья явилось появление первых университетов.
Большую роль в подъеме западной христианской науки сыграли Парижский, Болонский, Оксфордский, Кембриджский и др. университеты, которые стали образовываться, начиная с XII века. К концу XIII века они существовали в Париже, Орлеане, Тулузе, Монпелье, Кембридже, Оксфорде, Падуе, Болонье, Неаполе, Салерно, Саламанке, Комбре и Лиссабоне. Эти университеты первоначально предназначались для подготовки духовенства, но в них уже тогда начинали изучаться предметы математического и естественнонаучного направления, а само обучение носило, более чем когда-либо раньше, систематический характер.
Стали использоваться письменные формы местных языков. Часть Библии была, например, переведена на французский. Вместе с тем научные знания этой эпохи ограничивались в основном познанием отдельных явлений и легко укладывались в умозрительные натурфилософские схемы мироздания, выдвинутые еще в период античности (главным образом в учении Аристотеля).
В таких условиях наука еще не могла подняться до раскрытия объективных законов природы. Естествознание — в его нынешнем понимании — еще не сформировалось. Оно находилось в стадии своеобразной «преднауки». В XIII веке в европейской науке начались экспериментальные исследования и продолжалась дальнейшая разработка статики Архимеда. Здесь наиболее существенный прогресс был достигнут группой ученых Парижского университста во главе с Иорданом Неморарием (вторая половина XIII в.).
Они развили античное учение о равновесии простых механических устройств, решив задачу, с которой античная механика справиться не могла, — задачу о равновесии тела на наклонной плоскости. В XIV веке в полемике с античными учеными рождаются идеи, начинают использоваться математические методы, т. е. идет прогресс подготовки будущего точного естествознания.
Лидерство переходит к группе ученых Оксфордского университета, среди которых наиболее значительная фигура — Томас Брадвардин (1290-1349). Ему принадлежит трактат «О пропорциях» (1328 г.), который в истории науки оценивается как первая попытка написать «Математические начала натуральной философии» (именно так почти триста шестьдесят лет спустя назовет свой знаменитый труд Исаак Ньютон).
Искажения христианства в период средневековья были связаны, в основном, с влиянием греческой и римской культуры. Интересной личностью, отразившей особенности эпохи позднего Средневековья, является Фома Аквинский (1255— 1274). Его деятельность положила начало уравниванию в правах Откровения и человеческой мысли. Фома Аквинат был доминиканским монахом.
Он учился в университетах Неаполя и Парижа, а в последнем позднее преподавал. Для своего времени он был выдающимся теологом, и его идеи все еще являются преобладающими в некоторых кругах Римской католической церкви. Аквинат считал, что человек восстал против Бога и был низвержен, но представление философа о грехопадении было неполным. Он полагал, что человек был низвержен не во всей своей целостности.
По мнению Фомы Аквината, человеческая воля была повреждена, но грехопадение не отразилось на способности человека мыслить. Таким образом, люди могут вполне полагаться на свой человеческий разум, а это означает, что допустимо сочетать библейское учение с учениями нехристианских философов. Среди греческих философов Фома Аквинат особенно выделял Аристотеля.
В 1263 году Папа Урбан IV запретил изучение Аристотеля в университетах. Аквинату удалось добиться включения его имени в учебные программы, и, таким образом, древняя не христианская философия была восстановлена в правах. Чтобы увидеть, к каким это привело результатам, полезно взглянуть на находящуюся в Ватикане фреску Рафаэля (1483-1520) «Школа в Афинах» (ок. 510)
, тогда станут понятны некоторые из увлечений и споров в период Ренессанса. Рафаэль изобразил Платона, который указывает пальцем вверх, то есть отсылает собеседника к области абсолютного и идеального. Аристотель по контрасту изображен опускающим руку с широко расставленными пальцами вниз, к земле, как бы указывая на область частного. Под частным мы подразумеваем отдельные вещи нас окружающие: стул — есть частное, так же как и каждая его молекула, и так далее.
Отдельный человек тоже является частным. Фома Аквинский утвердил в философии позднего средневековья эту аристотелевскую идею отдельных элементов-частиц, что подготовило почву для гуманистических идей Ренессанса. Эпоха Возрождения помещала в центр мироздания независимого человека. Это был период конца XV -XVI вв., ознаменовавший переход от Средневековья к Новому времени, характеризовшийся возрождением культурных ценностей античности (отсюда и название эпохи)
, расцветом искусства, утверждением идей гуманизма. Однако этот гуманизм отличен от христианского понимания гуманизма. В Библии также изложены истины о человечестве. Библейское учение придает смысл всем частицам вселенной и особенно — частице, которая наиболее важна для людей, а именно: личности каждого человека, который еще более возвышается от обращения к своему Творцу.
Гуманизм же философов этого периода, исходивший в своих представлениях из центрального положения человека в мире, в конце концов не смог найти реального смысла человеческого существования. Движение Реформации, во времени пересекавшееся с Возрождением, возникло как ответ на искажение первоначальных христианских ценностей, в частности, католической церковью.