Морозова Елена Германовна , кандидат химических наук Введение в естествознание (учебное пособие) Рецензент: кандидат геолого-минералогических наук, священник Константин Буфеев Учебное пособие представляет собой курс естествознания, который может быть использован в системе высшего гуманитарного и среднего общего образования.
Но его научная деятельность протекала в период, когда Римская империя находилась в расцвете и включала в себя территорию Древней Греции. Птолемей по праву считается одним из крупнейших ученых античности. Он серьезно занимался математикой, увлекался географией, много времени посвящал астрономическим наблюдениям. Главный труд Птолемея, носивший название «Математическая система», определил дальнейшее развитие астрономии более чем на тысячелетие.
В период упадка александрийской школы греческий оригинал этого сочинения был утерян. Сохранился только его арабский перевод, который много позднее, уже в XII веке, был переведен на латинский язык. Поэтому книга Птолемея дошла до нас под арабским названием «Альмагест». В этой книге нашла отражение колоссальная работа, проделанная Птолемеем по созданию первой математической теории, описывающей движение Солнца, Луны, а также пяти известных тогда планет на видимом небосводе.
В своем «Альмагесте» Птолемей рисует следующую схему мироздания: в центре вселенной находится неподвижная Земля. Ближе к Земле находится Луна, а затем следуют Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. Объясняя данный порядок планет, Птолемей исходил из предположения, что чем быстрее движется планета, тем ближе к она к Земле. Геоцентрическая система мира, на обоснование которой Птолемей потратил немало сил, просуществовала после его смерти чрезвычайно долго — целых 1375 лет — вплоть до опубликования знаменитого труда Н.
Коперника, заменившего эту систему на гелиоцентрическую. В послекоперников-скую эпоху Птолемея вспоминают главным образом как автора отвергнутой наукой системы мира. Римская цивилизация является прямой предвестницей современного западного мира. От первых завоеваний Римской Республики и до сего дня ее юридические и политические идеи оказывали на европейскую науку и на весь западный мир сильнейшее влияние?
Рим был велик во многих отношениях, но он не располагал ответами на коренные вопросы, стоящие перед человечеством. Мышление римлян и их культура складывались под сильным влиянием греческой философии, особенно с тех пор, как в 146 году до Рождества Христова Греция подчинилась римскому владычеству. И греки, и вслед за ними римляне пробовали создать общество, основанное на почитании сонма богов.
Но богам этим недоставало величия, так как они были конечны, ограничены. Даже собранные вместе, боги эти не достигали бесконечности. Фактически боги греческого и римского мышления походили на людей, с преувеличенными по сравнению с обычными человеческими способностями и в принципе ничем не отличались от живых мужчин и женщин. В качестве одного из тысяч примеров можно вспомнить статую Геркулеса, изображенного пьяным и отправляющим малую нужду.
Геркулес был покровителем Геркуланума, разрушенного одновременно с Помпсями. Боги являли собой приумноженные человеческие свойства — не свойства божественные. У римлян, как и греков, не было бесконечного бога. Из-за этого у них в мышлении отсутствовала необходимая точка отсчета, то есть у них не было чего-то достаточно большого и постоянного, с чем можно было бы соотносить мысли и бытие.
Соответственно, и их система ценностей была не настолько прочной, чтобы выдерживать давление бытия, как в личном, так и в политическом отношении. Все их боги, взятые вместе, не давали им достаточной основы для жизни, морали, ценностей и главных решений. Эти боги находились в зависимости от общества их создавшего, и, когда общество распалось, боги пали вместе с ним.
Таким образом, и греческий, и римский эксперименты в области социальной гармонии, основанные на идеях идеального социального и политического устройства, провалились, а человекоподобные боги были слабой основой, и Рим пал. Закат Римской империи совпал с приходом Христа в мир. Слабая жизнеспособность римской культуры только подчеркивала силу христианского мировоззрения.
Христиане оказались способными противостоять смешению религий, разнородных культов и верований. Сила христианства основывалась на знании о Боге который Сам пришел в мир и открыл Себя людям. Христиане получили всеобщую, абсолютную систему ценностей, благодаря которой можно жить и по отношению к которой можно судить об обществе. Особенности развития познания с появлением христианства Приход Христа в мир, вернувший человечеству смысл жизни, дал новый импульс процессу познания, придал особый смысл изучению Божьего творения.
Последовавшая за этим важнейшим событием в истории человечества эпоха Средних веков в Европе характеризовалась ростом церкви и усилением её влияния на всю духовную жизнь общества. Однако, внедрение христианства в культуру человечества в свою очередь привело к искажению христианского учения рядом церквей под влиянием языческой культуры. В них начали появляться приметы человеческой ограниченности: церковной власти оказывалось все большее предпочтение перед учением Библии.
Стало все сильнее утверждаться представление о спасении, основанное на человеческих оценках значимости Христа, а не на Нем Самом. Все эти человеческие элементы культуры в принципе объединял один и тот же подход — присваивание человеком того, что принадлежит Богу. На протяжении эпохи Средневековья появлялись все новые и новые поколения ученых, стремившихся к познанию природы.
Усиление средневековых государств служило стимулом к развитию науки. Историческим примером этого служит для нас средневековое государство Карла Великого, при котором власть церкви сравнялась по масштабу с государственной властью. Ученые этого периода испытывали воодушевление. Ремесленное производство интенсивно развивалось. Во второй половине XI и XII веке возникла волна деловой активности, которая заложила основу для взрыва средневековой культуры в тринадцатом столетии.
Росло население, происходило объединение деревень, поднявшее эффективность сельского хозяйства, планировка городов начала приобретать удобную прямоугольную форму. Даже крестовые походы способствовали экономическому развитию. К 1100 году повсеместно распространился тяжелый плуг, который историки называют революцией в обработке земли. Итальянские города богатели в торговле с Востоком, а фламандские — благодаря развитию текстильной промышленности.