Морозова Елена Германовна , кандидат химических наук Введение в естествознание (учебное пособие) Рецензент: кандидат геолого-минералогических наук, священник Константин Буфеев Учебное пособие представляет собой курс естествознания, который может быть использован в системе высшего гуманитарного и среднего общего образования.
К сожалению, в борьбе за чистоту церкви реформаторы отказались от богатого духовного наследия церкви, которое было накоплено к этому историческому периоду. О высоком интересе к познанию окружающего мира в период конца XV и XVI веков, об оживлении научной деятельности в этот период говорят нижеследующие даты и факты. Леонардо да Винчи жил между 1452 и 1519 годами.
Астроном Коперник жил между 1473 и 1543 годами и в 1530 г. обнародовал предварительные выводы своей теории, утверждая, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. В сороковых годах шестнадцатого столетия произошли три важных события: во-первых, была посмертно опубликована работа Коперника «Об обращениях небесных сфер»; во-вторых, Ве-залий выпустил свой труд «О строении человеческого тела»; в-третьих, в 1544 году в Базеле вышло первое издание собрания сочинений Архимеда в латинском переводе.
В этих трудах излагались некоторые математические методы, существенные для развития современной науки. В 1609 году Галилей начал пользоваться только что изобретенным телескопом, и то, что он увидел и описал, доказывало, что Аристотель ошибался в своих заключениях об устройстве вселенной. Галилей не был первым, кто опирался на данные эксперимента. Датчанин Тихо Браге (1546-1601)
пришел в результате наблюдений к тем же выводам, но Галилей публично объявил о своих открытиях еще при жизни и на родном языке, так что им написанное все могли прочитать. Совокупность всех выщеупомянутых фактов свидетельствует о развитии познавательной активности людей в период конца XV и XVI веков. Глава 2 ПОЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ Предпосылки появления современной науки Зарождение современной науки часто связывают с именами Коперника и итальянца Везалия (1514—1564).
Это вовсе не снижает заслуг многих ученых, живших ранее, которые внесли существенный вклад в накопление научного знания. И греки, и арабы, и китайцы обладали глубокими знаниями о мире. Тем не менее, в Китае существовало мало общих научных теорий, основанных на этих знаниях, а средневековая наука в качестве высшего авторитета в основном принимала Аристотеля.
В арабском мире происходило множество дискуссий на эти темы, но, кажется, принципы постижения вселенной сформировались там на основе смешанного влияния учения Аристотеля и неоплатонизма. Арабские ученые проделали замечательную работу, особенно в области математики — например, в тригонометрии и алгебре, а также в астрономии. Омар Хаям (ок. 1048— ок. 1122)
, который более известен как автор книги «Рубайат», вычислил длительность солнечного года и внес огромный вклад в развитие алгебры. Но у арабов, так же как и у европейцев Средневековья наука считалась одной из отраслей философии, и в ней целиком господствовали традиции философов, в особенности — Аристотеля. То есть, средневековая наука основывалась скорее на авторитетах, чем на наблюдениях.
Она развилась не путем экспериментов, а с помощью логических построении, хотя и существовали значительные исключения. Основания современной науки были заложены в Оксфорде, где ученые подвергли критическому разбору учение Фомы Аквинского, доказывая, что Аристотель — основной авторитет, на который опирался Фома, — отчасти заблуждался в отношении феномена природы.
В группе этих оксфордских ученых был Роджер Бэкон (1214-1294). Однако наиболее заметный вклад внес Роберт Гроссетесте (ок. 1175-1253), который представил философские основы для отхода от аристотелевской науки. Лидером в критике аристотелевских концепций в XV -XVI вв. являлся университ в Падуе. При образовании Лондонского Королевского Научного Общества, основанного в 1662 году, большинство его членов были верующими христианами. Джордж Тревельян (1876— 1962) в «Истории английского общества» (1942)
писал: «Роберт Бойль, Исаак Ньютон и другие члены раннего Королевского общества были религиозными людьми... именно они сделали понятными для умов своих соотечественников идею закономерности вселенной и разработали научные методы исследований, направленных на отыскание истины». Плодотворные научные исследования, по существу, требуют христианского (сознательного или несознательного)
взгляда на мир — мир, где соответствующие причины приводят к соответствующим следствиям; где природные явления подчинены твердо установленным и разумным законам; и где мы можем быть уверенными в своей способности мыслить рационально и целесообразно. В рамках концепции мира, созданного разумным Творцом, ученые могли работать уверенно, в надежде, что им удастся познать вселенную методом наблюдений и экспериментов.
Такой мир предполагает не хаотичное начало, но начало, управляемое великой мыслью и волей, разумную Первопричину, великого Законодателя. Если Бог, создавший вселенную, Сам открыл собственные качества, то и у науки, следовательно, есть достаточные основания для изучения вселенной. Многие современные ученые, хотя они и не являются сторонниками божественного начала в мироздании, тем не менее, смогли разглядеть христианские корни современной науки.
Например, энтомолог Стэнли Бек признал, что «первая из недоказуемых предпосылок, на которой основывается наука, — это вера в то, что мир объективно существует и человеческий ум способен понять его истинную природу... Второй и наиболее известный постулат, лежащий в основании структуры научных знаний — это закон причины и следствия. Поскольку мир был создан разумным Богом, они без труда отыскали взаимосвязь между наблюдателем и наблюдаемыми предметами — т. е. между субъектом и объектом.
Третья основная научная предпосылка — убеждение, что природа едина» [8]. Альфред Норт Уайтхед (1861-1947) и Роберт Оппенгеймер (1904-1967) настаивали на том, что современная наука родилась из христианского мировоззрения. Уайтхед был широко признанным математиком и философом, а Оппенгеймер, после того как в 1947 году стал руководителем Института Новейших Исследований в Принстоне, помимо трудов в своей собственной области — ядерной физике — написал множество работ по самому разнообразному спектру проблем.